1 Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина Проект: «Поддержка и развитие раздела Интернет-портала по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах СНГ и Балтии» Руководитель проекта: Попов Валерий Васильевич, д.т.н., проф., заслуженный изобретатель РФ Руководитель проекта: Попов Валерий Васильевич, д.т.н., проф., заслуженный изобретатель РФ
2 Результаты проекта: «Создание и наполнение раздела специализированного портала по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах-участниках СНГ и странах Балтии», выполненного в 2006 году 1. Концепция раздела специализированного портала (50 стр.) Концепция раздела специализированного портала отражает: - описание информационных потребностей целевой аудитории портала; - структуру раздела; - состав информационно-справочных материалов по использованию русского языка в странах СНГ и Балтии; - состав информационно-справочных материалов о возможностях и услугах, предлагаемых российской системой образования жителям стран СНГ и Балтии, и требования к ним; - состав реализуемых сервисов и требования к ним; - дизайн раздела; - основные программно-технические решения, связанные с реализацией раздела.
3 Результаты проекта: «Создание и наполнение раздела специализированного портала по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах-участниках СНГ и странах Балтии», выполненного в 2006 году (продолжение) 2. Рабочая версия раздела портала, функционирующая в Интернет по адресу В рабочей версии реализованы все сервисы, определенные в концепции, и структура, готовая к наполнению информационно-справочными материалами. Реализация прототипа – мультиплатформенная. 3. Рабочая версия раздела портала, в которую интегрирована АИС мониторинга. АИС мониторинга устойчиво функционирует в сопряжении с компонентами портала.
4 Результаты проекта: «Создание и наполнение раздела специализированного портала по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах-участниках СНГ и странах Балтии», выполненного в 2006 году (продолжение) 4. Информационно-справочные материалы (75,5 п.л.) об использовании русского языка в странах СНГ и Балтии, возможностях и услугах, предлагаемых российской системой образования жителям этих стран, размещенные в разделе портала. Информационно-справочные материалы ориентированы на целевую аудиторию раздела портала и представляют различные аспекты использования русского языка в странах СНГ и Балтии, а также возможности и услуги, предлагаемые российской системой образования жителям этих стран.
5 Результаты проекта: «Создание и наполнение раздела специализированного портала по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах-участниках СНГ и странах Балтии», выполненного в 2006 году (продолжение) 5. Результаты статистического анализа данных Интернет-опросов, представленные в виде оценок образовательных потребностей и рекомендаций по развитию российской системы ДО, ориентированной на страны СНГ и Балтии. Данные Интернет-опросов, выгружаемые из АИС мониторинга обрабатывались с помощью специальных статистических пакетов. Анализ данных Интернет-опросов направлен на: - формирование оценки текущего соотношения спроса и предложения дистанционных образовательных услуг на русском языке в странах СНГ и Балтии; - определение и ранжирование факторов, от которых зависит спрос на дистанционные образовательные услуги на русском языке; - формирование прогноза развития спроса на дистанционные образовательные услуги на русском языке; - разработку рекомендаций по развитию российской системы ДО, ориентированной на страны СНГ и Балтии.
6 Результаты проекта: «Создание и наполнение раздела специализированного портала по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах-участниках СНГ и странах Балтии», выполненного в 2006 году (продолжение) 6. Текст аналитического обзора (139 стр.) В аналитическом обзоре представлены: - оценка текущего соотношения спроса и предложения дистанционных образовательных услуг на русском языке в странах СНГ и Балтии; - факторы, от которых зависит спрос на дистанционные образовательные услуги на русском языке; - прогноз развития спроса на дистанционные образовательные услуги на русском языке; - оценка перспектив и рекомендации по развитию российской системы ДО, ориентированной на страны СНГ и Балтии. Электронная версия аналитического обзора размещена в свободном доступе в разделе специализированного портала.
7 Результаты проекта: «Создание и наполнение раздела специализированного портала по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах-участниках СНГ и странах Балтии», выполненного в 2006 году (окончание) 7. Предложения по развитию АИС мониторинга для обеспечения сбора и систематизации данных об использовании русского языка в странах СНГ и Балтии Предложения по развитию АИС мониторинга включают разработанные web- анкеты для оценивания различных аспектов использования русского языка в странах СНГ и Балтии и связанных с этим проблем, а также методы обработки данных, фиксируемых с помощью этих анкет, и оценивания их влияния на потребности в изучении русского языка и получении образования на русском языке на основе технологий ДО. Реализация соответствующих возможностей в АИС мониторинга обеспечивает условия для непрерывного формирования и актуализации систематизированных сведений об использовании русского языка в странах СНГ и Балтии, связанных с этим проблемах и вытекающих из них задачах поддержки русского языка.
8 Результаты проекта: «Интернет-портала по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах СНГ и Балтии», выполненного на первом этапе 2007 года 1. Раздел портала (around.russianforall.ru) и сопряженная с ним автоматизированная информационная система мониторинга (monitoring.unicor.ru), функционирующие в открытом доступе в Интернет в круглосуточном режиме в 2007 г. Описание объемом 2,1 п.л. Реализация раздела портала обеспечивает: - навигацию по его структуре; - доступ к информационным ресурсам (информационно-справочным материалам), размещенным в разделе; - доступ к основным портальным сервисам (контекстный поиск по информационным ресурсам раздела, регистрация пользователей, форум по проблемам использования русского языка и получения образования на русском языке в государствах СНГ и Балтии); - управление контентом раздела (для редакторов и администраторов раздела); - доступ к сервисам сбора данных системы мониторинга; - доступ к сервисам анализа данных мониторинга образовательных потребностей и представления его результатов.
9 Результаты проекта: «Интернет-портала по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах СНГ и Балтии», выполненного на первом этапе 2007 года (продолжение) 2. Функционирующая в Интернет автоматизированная информационная система мониторинга образовательных потребностей с развитыми сервисами построения моделей аналитических отчетов и оперативного анализа данных мониторинга, результаты которого представляются в аналитических отчетах. Описание объемом 3,9 п.л. Обобщенная модель аналитического отчета и средства описания структуры отчета позволяют определять: а) набор результатов аналитической обработки, включаемых в отчет; б) вид запрашиваемого результата: - простое частотное распределение для пары (анкета, вопрос); - кросс-табуляция, представляющая совместное распределение двух номинальных переменных, соответствующих вопросам одной анкеты, с указанием оценки наличия статистической связи между ними по критерию Хи-квадрат и уровня ее значимости; - набор частотных распределений или кросс-табуляций для сопоставления, сформированных для непересекающихся выборок (подмножеств экземпляров анкеты); в) фильтр, определяющий множество экземпляров анкеты, по которым формируется результат б), на основе социально-демографических характеристик респондентов, параметров опросов и ответов на другие вопросы этой анкеты; г) интервалы значений количественной переменной, представляемые значениями номинальной переменной; д) условия отбора ответов (включая правила агрегации значений переменных); е) выборки, по которым сопоставляются результаты б); ж) форма и параметры представления результата б). Конструктор аналитических отчетов позволяет формировать наряду с частными отчетами, доступными только их составителям, общие отчеты, доступные всем пользователям системы. Реализована возможность создания таких отчетов экспертами, зарегистрированными в системе, отчеты размещаются в библиотеке аналитических отчетов и могут применяться пользователями в качестве заготовок для построения частных отчетов. Генератор аналитических отчетов реализовывает сервисы анализа данных мониторинга, обеспечивающие формирование запрошенных результатов в соответствии с указанными выше возможностями обобщенной модели отчета.
10 Результаты проекта: «Интернет-портала по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах СНГ и Балтии», выполненного на первом этапе 2007 года (окончание) 3. Социологический инструментарий в виде анкет, ориентированных на web-реализацию и предназначенных для сбора данных об использовании русского языка в странах СНГ и Балтии и связанных с этим проблемах. Разрабатываемые анкеты ориентированы на web-реализацию и направлены на выявление: - уровня знания русского языка; - частоты и формы использования русского языка в разных сферах жизни респондента; - институциональных барьеров в использовании русского языка для русскоговорящих жителей стран СНГ и Балтии; - роли русского языка в профессиональной деятельности и повседневной жизни респондента; - степени ориентации респондента на русский язык и российское образование; - проблем в изучении русского языка и получении образования на русском языке; - доступности русскоязычных средств массовой информации, литературы и учебно-методических пособий на русском языке.
11 Структура Интернет-портала по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах СНГ и Балтии
12 АИС мониторинга потребностей населения государств СНГ и Балтии в изучении русского языка и получении образования на русском языке на основе технологий ДО. Главная страница
13 АИС мониторинга потребностей населения государств СНГ и Балтии в изучении русского языка и получении образования на русском языке на основе технологий ДО. Анкетирование on-line
14 АИС мониторинга потребностей населения государств СНГ и Балтии в изучении русского языка и получении образования на русском языке на основе технологий ДО. Меню просмотра оперативных статистических данных
15 АИС мониторинга потребностей населения государств СНГ и Балтии в изучении русского языка и получении образования на русском языке на основе технологий ДО. Просмотр оперативных статистических данных
16 АИС мониторинга потребностей населения государств СНГ и Балтии в изучении русского языка и получении образования на русском языке на основе технологий ДО. Материалы по аналитике
17 АИС мониторинга потребностей населения государств СНГ и Балтии в изучении русского языка и получении образования на русском языке на основе технологий ДО. Материалы по аналитике
18 АИС мониторинга потребностей населения государств СНГ и Балтии в изучении русского языка и получении образования на русском языке на основе технологий ДО. Материалы по аналитике
19 АИС мониторинга потребностей населения государств СНГ и Балтии в изучении русского языка и получении образования на русском языке на основе технологий ДО. Развитие сервисов оперативного анализа данных Метамодель аналитического позволяет описывать следующие виды результатов аналитической обработки данных мониторинга, запрашиваемые для включения в отчет: 1) простое частотное распределение для пары (анкета, вопрос); 2) кросс-табуляция, представляющая совместное распределение двух номинальных переменных, соответствующих вопросам одной анкеты (анкета, вопрос1, вопрос2), с указанием оценки наличия статистической связи между ними по критерию Хи-квадрат и уровня ее значимости; 3) набор частотных распределений (1) или пара кросс-табуляций (2) для сопоставления, сформированных для непересекающихся выборок (подмножеств экземпляров анкеты).
20 АИС мониторинга потребностей населения государств СНГ и Балтии в изучении русского языка и получении образования на русском языке на основе технологий ДО. Развитие сервисов оперативного анализа данных (продолжение) В модели могут быть указаны: - правила агрегации значений переменных, позволяющие выделить группы ответов, важные в контексте исследования, но не предусмотренные в исходной модели анкеты; - интервалы значений количественной переменной, представляемые значениями номинальной переменной (если соответствующее отображение в модели анкеты не устраивает пользователя, запрашивающего отчет); - форма и параметры представления результатов (цифровое/графическое представление, формат документа отчета – HTML, PDF). В менеджере заданий пользователей на мониторинг реализуются средства, позволяющие: - сформировать задание пользователя на мониторинг; - управлять набором заданий, введенных пользователем (добавлять и удалять задания); - выполнять задания, загруженные в АИС.
21 АИС мониторинга потребностей населения государств СНГ и Балтии в изучении русского языка и получении образования на русском языке на основе технологий ДО. Социологический инструментарий в виде анкет, ориентированных на web-реализацию и предназначенных для сбора данных об использовании русского языка в странах СНГ и Балтии и связанных с этим проблемах В рамках отчетного этапа была разработана web-анкета для оценивания различных аспектов использования русского языка в странах СНГ и Балтии и связанных с этим проблем. Анкета состоит из 33 закрытых, полуоткрытых и закрытых табличных вопросов, разбитых на 7 тематических блоков.
22 АИС мониторинга потребностей населения государств СНГ и Балтии в изучении русского языка и получении образования на русском языке на основе технологий ДО. Социологический инструментарий в виде анкет, ориентированных на web-реализацию и предназначенных для сбора данных об использовании русского языка в странах СНГ и Балтии и связанных с этим проблемах В рамках отчетного этапа была разработана web-анкета для оценивания различных аспектов использования русского языка в странах СНГ и Балтии и связанных с этим проблем. Анкета состоит из 33 закрытых, полуоткрытых и закрытых табличных вопросов, разбитых на 7 тематических блоков.
23 План работы по выполнению проекта «Интернет-портала по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах СНГ и Балтии» на второй этап 2007 года 1. Формирование моделей разработанных web-анкет средствами конструктора автоматизированной информационной системы мониторинга образовательных потребностей и их интеграция в систему. 2. Анализ наполнения раздела Интернет-портала информационно- справочными материалами и разработка плана их актуализации и развития. 3. Формирование информационно-справочных материалов и наполнение ими раздела Интернет-портала. 4. Разработка набора тестов для оценивания уровня владения русским языком целевой аудитории раздела Интернет-портала. 5. Реализация разработанного набора тестов в разделе Интернет-портала.