Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы в процессе работы над проектом Камалова Елена Васильевна МОУ «Крутоярская СОШ»
Цель работы - создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.
ПЛАН Актуальность внедрения технологии проектной деятельности Теоретические основы компетентностного подхода в образовании Ключевые компетенции учащихся в проектной деятельности Этапы проектной деятельности младших школьников
Актуальность Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту[2]
Теоретические основы Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта). В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции.
Ключевые компетенции - наиболее универсальные компетенции, необходимые человеку как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сфере. Социальная компетенция - знания, умения и личностные навыки, позволяющие личности реализацию жизненной стратегии существования в обществе, а также решение повседневных личностных и профессиональных задач социально приемлемым способом. Информационная компетенция - это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Компетенция саморазвития - способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии[5]..
. Этапы проектной деятельности младших школьников. 1. Мотивационный этап. 2. Разработка проекта. 3. Выполнение проекта. 4. Подведение итогов, презентация проекта. 5. Оценка результатов, рефлексия.
Критерии, оценивания результатов проектной деятельности в начальной школе. степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; практическое использование предметных и общеучебных знаний и умений; количество новой информации, использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; осмысление цели и задач проекта; презентация устного сообщения, письменного отчета, практических продуктов, полученных в результате работы над проектом; владение рефлексией хода и результатов выполненного проекта для себя лично; творческий подход к подготовке наглядных материалов, презентации проекта. [5].
Включение в учебный процесс метода проектов – верный выбор педагогов.