СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МНОГОМЕРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГИМНАЗИИ МОУ Гимназия 44 г.Краснодара
Социальные компетенции «обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение социально ориентированной деятельности и присущих ей социальных ролей» Э.Ф.Зеер
Противоречие: Необходимость обретения ребенком социальных компетентностей как эффективных средств формирования его социального опыта и отсутствие в теории и практике образования педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование социальных компетентностей ребенка как результата реализации его субъектной позиции во взаимодействии образовательной среды гимназии с внешним социокультурным окружением.
Проблема: Выявление и обоснование условий, при которых может быть реализована субъектная позиция учащихся в процессе их педагогически организованных социальных взаимодействий в открытой внешнему социокультурному окружению образовательной среды гимназии.
Объект и предмет: Объект – процесс формирования социальной компетентности учащихся в открытой внешнему социокультурному окружению образовательной среде гимназии. Предмет – педагогические условия реализации субъектной позиции учащихся в социальных взаимодействиях как источник становления их социального опыта.
Цель: разработать и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности учащихся средствами реализации их субъектной позиции в педагогически организованных социальных взаимодействиях с внешним социокультурным окружением.
Гипотеза: 1) социальные взаимодействия учащихся с внешним социокультурным окружением становятся источником формирования их социальной компетентности, если образовательная среда гимназии будет спроектирована как пересечение открытых внешнему социокультурному окружению и взаимно дополняющих пространств – познавательного, информационного, коммуникативного, правового, игрового, личностного самосовершенствования, - результатом освоения которых является выявление ребенком проблематики, обретение деятельностных средств и ценностных оснований его взаимодействий с внешним социокультурным окружением; 2) субъектная позиция ребенка в этой образовательной среде будет реализована в деятельности, направленной на решение проблем, выявляемых в процессе освоения этих пространств; 3) основными структурными компонентами этой деятельности будут выступать проблематизация, проектирование и самоэкспертиза учащихся, а также ее тьютериальное сопровождение педагогами гимназии.
Общий замысел проекта: Создание спектра взаимно дополняющих пространств, каждом из которых может культивироваться субъектная позиция учащихся в различных видах социализирующей деятельности, направленной на выявление и решение проблем взаимодействия ребенка с внешним социокультурным окружением. Создание и экспериментальную проверку инновационной образовательной программы как спектра индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, выстраиваемых ими совместно с педагогами-тьютерами, реализация которых предполагает их включение в реальные и модельные взаимодействия с источниками личностно значимой проблематики внешней социокультурной среды. Создание комплексной системы оценки социального опыта учащихся по критериям сформированности ключевых социальных компетенций; основным механизмом оценки выступает общественная экспертиза результатов социально ориентированных проектов, реализованных учащимися в ходе прохождения индивидуальных образовательных маршрутов.
Мероприятия первого этапа принимается санкционирующее решение о реализации проекта и заседании Управляющего совета гимназии; организуется деятельность временных творческих коллективов из числа педагогов гимназии по проектированию пространств становления социальной компетентности учащихся; организуется повышение квалификации участников ВТК по направлениям «Принципы эвристического обучения в организации социальных взаимодействий учащихся» и «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в открытом пространстве социализации ребенка»; организуется развивающая экспертиза проектных материалов; планируется взаимодействие участников образовательного процесса по реализации разработанных проектов; определяется круг внешних социальных партнеров школы, занятых в реализации проекта; разрабатываются организационно-педагогические основы реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в новых педагогических условиях; осуществляется развивающая экспертиза проектных материалов.
Мероприятия второго этапа: организация работы сети творческих объединений учащихся в модельных институциональных формах новых видов образовательной деятельности учащихся; организация ВТК педагогов по разработке и апробации макета нелинейного расписания занятий учащихся; проведение повышения квалификации педагогов по направлению «Педагогика временного детского коллектива»; разработка программы, положения и организация «Летнего семестра» на базе летнего образовательного лагеря; презентация результатов деятельности учащихся по программе «Летнего семестра» и размещение их на Интернет-сайте гимназии.
Мероприятия третьего этапа разработка и утверждение годового плана работы гимназии по реализации инновационной образовательной программы; организация мониторинга перехода гимназии к новой модели образовательного процесса; организация деятельности экспертных групп из числа педагогов-психологов, социальных педагогов и внешних социальных партнеров по разработке методов и процедур оценки уровня сформированности социальных компетентностей учащихся; организация общественной презентации и экспертизы результатов реализации проекта; Составление текстов публикаций и докладов.
Конечные результаты реализации проекта 1) Инновационная образовательная программа и методика проектирования педагогических условий формирования социальной компетентности учащихся – продукт реализации проекта. 2) В структуре социального опыта учащихся гимназии будут представлены социальные компетентности и субъектная позиция на высоком уровне выраженности. Сформированные социальные компетентности будут активно использоваться учащимися как средства личностного и профессионального самоопределения в ситуациях выбора будущей профессии, определения ближайших жизненных планов, разрешения межличностных и деловых конфликтов, выбора стиля социального поведения, вхождения в коллектив – личностно ориентированные результаты. 3) На основе овладения ключевыми компетентностями возрастет эффективность социально ориентированной деятельности учащихся вне рамок образовательного процесса гимназии – эффект реализации проекта.
Спасибо за внимание!