Одна из старейших школ города Москвы, основана в 1918г. известным советским педагогом С.Т.Шацким С 1956г. школа была экспериментальной школой Российской академии образования, с 2005г. – школа Департамента образования г. Москвы, с 2008г.- центр образования В школе обучается 450 учащихся очного обучения и 350 заочного обучения (экстернат) Социальный состав учащихся: дети и родственники бывших учеников из семей среднего класса, интеллигенции, работников бюджетных организаций
Тема «Организация управления и обучение исследовательской деятельности в школе»
ГОУ ЦО 1484 им.А.М.Горького г.Москвы Ответственный за эксперимент – зам.директора по НМР, к.т.н. Петренко Ольга Леонидовна Директор школы к.п.н., засл.учитель РФ Клименко Галина Михайловна
Под эффективной организацией исследовательской деятельности будем понимать комплекс мероприятий, направленный на обеспечение высокой мотивации учащихся, получение исследовательских работ хорошего качества, позитивное воздействие на весь образовательный процесс. Эффективность организации исследовательской деятельности, прежде всего, зависит от качества управления, которое обеспечивает школа. Деятельность по управлению включает следующее: Функции управления Методы управления Принципы управления Стили руководства Приемы и методы принятия управленческих решений. При управлении исследовательской деятельностью все вышеуказанные направления должны способствовать созданию особой творческой образовательной среды.
6 1. Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала. 2. Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса) в избранной проблеме, их адекватное формулирование. 3. Развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников – (методики сбора материала, сравнения). 4. Работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий. 5. Развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Проблемная подача материала Навык формулирования гипотез Навык работы с разными версиями Развитие навыков анализа
Навыки исследовательской деятельности Умение видеть проблему Умение выдвигать гипотезу Умение задавать вопросы Умение давать определения понятиям Умение работать с парадоксами Умение классифицировать Умение делать выводы Умение наблюдать Умение экспериментировать Умение создавать тексты
9 Объединять людей вокруг общих целей Развивать в каждом сотруднике его потребности и по возможности их удовлетворять Способствовать постоянному развитию людей
Структура деятельности школы Управление исследовательской деятельностью Обучение учителей Проведение исследований Обучение учащихся Презентация работ
Функции управления Методы управления Принципы управления Стили руководства Методы принятия решения Исследовательская деятельность
12 Изучение и оценка ресурсов школы Мотивация учителей Подготовка учителей Решение финансово-правовых вопросов Осуществление обратной связи Анализ работы Индивидуальные консультации Организация презентаций работ
13 Научно-методический Совет школы Кураторы эксперимента Консультации учителей- экспериментаторов Экспериментальная работа Внеурочные мероприятия Обучение: в сети в школе в МИОО Проведение совещаний Подготовка методических материалов Учебный процесс
14 1. Обучение на курсах МИОО 2. Обучающие семинары в школе 3. Самообразование Литература Интернет 4. Обучение в деятельности 5. Консультации
администрация ученикучитель
16 1. Определение затруднений в работе 2. Проведение обучающих семинаров в школе, разработанные на основе потребностей учителей 3. Помощь в организации самообразования 4. Организация обратной связи 5. Консультации
Технология формирования мотивации к исследовательской деятельности Эмоциональный подход Организационный подход Информационны е подход
18 Первый этап Отбор учеников, желающих выполнять исследования. Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником должен увидеть исследовательскую «жилку» и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.
19 Второй этап Утверждение темы исследовательских работ. Третий этап Проведение исследования, консультаций руководителя, решение возникающих проблем (недостаток литературы, обработка полученных данных, корректировка практической части исследования) Четвертый этап Представление результатов учащимися результатов своей исследовательской работы на школьной научно-практической конференции, а также на конкурсах и конференциях окружного и городского уровней (таких как «Языкознание для всех, «Юные таланты Московии» и т. д.)
20 Заключительный этап Подведение итогов работы, определение возникших трудностей. Определение учащимися приобретенных в ходе выполнения исследования навыков.