Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Основные задачи аттестации : стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников ; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников ; учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений ; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников
Основные принципы аттестации : коллегиальность, гласность, открытость
Нормативно - правовые документы Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года « Об образовании » ( с последующими изменениями ) ; Приказ Министерства образования и науки РФ от « О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений » Региональный уровень :
Аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности с целью подтверждения соответствия занимаемой должности с целью установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям с целью установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям
Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий ( первой или высшей ) ; проводится 1 раз в 5 лет ; заявитель – работодатель
Порядок аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности 1. Прием и регистрация документов : представление работодателя ( должно содержать объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его деятельности, информацию о повышении квалификации ) Педагогический работник знакомится с представлением не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации
После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право предоставить : собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации ; заявление с обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.
Формы квалификационных испытаний Подготовка конспекта урока (занятия) по предмету Решение педагогических ситуаций
Задача педагога Задача педагога в ходе написания конспекта урока – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы
Подготовка конспекта урока ( занятия ) по предмету Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет проводиться письменная работа, и познакомиться с критериями оценки письменной работы Педагогу при выполнении работы предлагается инструкция по составлению конспекта урока Время для выполнения работы – 1,5 – 2 ч.
Решение педагогических ситуаций Педагогу предлагается поработать с тремя ситуациями Время для выполнения работы – 1 – 1,5 ч. За каждый правильный вариант ситуации можно получить от «0» до «3» баллов Минимальное количество баллов для положительного экспертного заключения о соответствии занимаемой должности - 4 б. Максимальное количество баллов – 9 б.
Результат аттестации Соответствует занимаемой должности Не соответствует занимаемой должности
Не подлежат аттестации : педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее 2- х лет ; беременные женщины ; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам ; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3- х лет Аттестация этих работников возможна не ранее чем через 2 года после их выхода из указанных отпусков
Аттестация с целью установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям 1. Прием и регистрация документов : заявление педагогического работника Заявление рассматривается в течение месяца со дня подачи. 2. Включение педагогического работника в график проведения экспертизы профессиональной деятельности 3. Проведение экспертизы профессиональной деятельности 4. Подготовка экспертного заключения по итогам экспертизы
Экспертиза профессиональной деятельности педагогического работника определяет уровень квалификации педагога на основе анализа ключевых педагогических компетенций : компетентность в области личностных качеств, компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, компетентность в области мотивации учебной деятельности, компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений, компетентность в области организации учебной деятельности
Возможные источники информации для проведения экспертизы профессиональной деятельности : анализ урока, анализ имеющихся поощрений и наказаний, собеседование с аттестуемым педагогом, результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций, результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей аттестуемым педагогом, результаты учебной деятельности обучающихся ( и их динамика ), участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты,
результаты участия в конкурсах педагогического мастерства, используемые способы и методы педагогической деятельности, собеседование с руководителем ( заместителем руководителя ) образовательного учреждения, анализ школьных тетрадей и результатов их проверки, анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования, анализ рабочих программ и материалов к урокам, результаты опросов и диагностики обучающихся, анализ результатов мониторинга качества образования
Результат аттестации Уровень квалификации соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории Уровень квалификации не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории
Установленная квалификационная категория действительна в течение 5 лет Квалификационная категория сохраняется при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте РФ, в течение срока ее действия Не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории педагогический работник может обратиться с заявлением в аттестационную комиссию о проведении аттестации на высшую квалификационную категорию При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия
Результаты аттестации педагогических работников определяются голосованием на заседании аттестационной комиссии Решение считается действительным, если на заседании аттестационной комиссии присутствовало не менее 2/3 ее членов и было принято большинством голосов Результаты аттестации оформляются протоколом, заносятся в аттестационный лист Аттестационный лист и выписка из приказа Департамента образования направляются работодателю ( для ознакомления с ними работника под роспись ) не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии Аттестационный лист и выписка из приказа Департамента образования хранятся в личном деле педагогического работника При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций о необходимости повышения квалификации работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций
Аттестация руководящих работников 1. Новый Порядок аттестации не предусматривает проведение аттестации руководителей ОУ, их заместителей, руководителей структурных подразделений. 2. Заключению трудового договора с руководителем организации должна предшествовать процедура аттестации в порядке и на условиях, определяемых учредителем.
Задачи муниципальных органов управления образованием : создание благоприятной психологической обстановки в период перехода к новой форме аттестации ; организация подготовки педагогических работников к новой форме аттестации ; помощь в подготовке экспертов ; разработка нормативных правовых документов по аттестации руководящих работников
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!