Подготовила учитель-логопед МОУ ООШ 1 г.Ноябрьска, ЯНАО Маленьких Любовь Александровна
Попробуем ответить на вопрос, интересующий и родителей, нужно ли уметь читать ребёнку, идущему в первый класс ? 1.Анализ школьных учебников показывает, что программный материал не обеспечивает «научение» ребенка быстрому чтению «с нуля». В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык у слабочитающего ребенка. 2. Учебники по чтению не содержат специализированных упражнений, обеспечивающих совершенствование навыка. 3. Текстовые задания учебников по остальным предметам рассчитаны на хорошее владение навыком чтения. Они содержат тексты, включающие слова со сложной звуковой структурой и грамматической конструкцией.
Автоматизация навыка чтения - это сложный процесс. В норме у разных детей его протяженность длится от 1 года до 3 лет. А в случае возникновения трудностей он может растянуться до 5-8 лет и более. Школьная программа не дает нам такой возможности. Поэтому на вопрос: «Нужно ли уметь читать ребенку, идущему в 1 класс?», можно дать ответ, что до школы ребенку необходимо читать как минимум по слогам.
Как же формируется процесс чтения? Данный процесс формируется поэтапно: овладевание звуко-буквенными обозначениями; послоговое чтение; становление синтетических навыков; синтетическое чтение.
Что же делать, если ребёнок знает буквы, но не умеет их «сливать» в слог? Эффективным методом обучения чтению и его коррекции является методика, разработанная в годах А. Н. Корневым и апробированная на более чем на 200 детях с нарушениями чтения. Анализ результатов показывает, что при своевременном начале работы (1-2-й класс) положительного эффекта удается достичь в 6070% случаев тяжелых форм нарушений. В данной методике используетяся полуглабальный способ обучения чтению. Ребёнку создаются условия для запоминания слогов целиком, как целостной единицы чтения, минуя процедуру слияния. Для этого используются слоговые таблицы.
маокимим басоапелмеашриамкуле уммими голеилсапуомсувеикокпи коаммубулибезотуоримим ляусдо осбипаасшиукрувеилчу хадииклиирсо сепошаромими ут
димажалулы делолипанот ы лотокасопа дачалужарана нялирежиду дын я лыж и репа кобадерыбо дум а люд и роза шалючафеза кашамодарыб а мяналанора кожаморесало дасесамоды коф е мыл о сено ронетымыле лапамясосода летонебочаш а
монокнёвозсёжавороноксанаторий тиныйнозитьсозаработоксоколёнок вотоклётормаворонёноктелевизор ботиклоситьвематематикветеринар зарийсаватьнаповарёнокмусоровоз ротыйрёнатьтопоросёнокзаманивать жанарраритьпорепетиторзамусорить вазорвимизаморозитьзаночевать леринитезанавеситьзапоминать мунапекопоговоритьволосатый чегожеремороженый
Текст 1. Жучка. Несла Жучка кость через мост. Видит, в воде её тень. Решила Жучка, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту отнять. Ту не забрала, а своя ко дну пошла. Текст 2 Галка Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке Нельзя было достать. Она начала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода поднялась и можно было пить. мостсвоючерезвзабралаводой пустистоялОнаеёеё Видитчто водеНеслаХотел а нана ГалкеНа днуотнятьсвоянене пошлаТу галкаРешилапитьсдвореподнялас ь костьчтобыЖучкаикувшинеможно тенькувшинбылатубылостолько нельзядостатьтольк о коко началавода дненакидал а кидат ь акамушки
Как вариант игры (морской бой) абвгде 1лодянойтезосоводяной3б-1б-1в 2цеживойпацепугодовой5д-3д-2в 3рявобойнодоголубой5д-6г-3в 4тылелойлидеделовой4д-1а-2в 5неметойхогозолотой1д-1а-5в 6потиролумилицевой4г-2а-2в
Какие задачи помогает решить данная методика? 1.Развитие техники чтения. 2.Закрепление зрительного образа слогов. 3.Закрепление деления слов на слоги. 4.Закрепление слоговой структуры слов. 5.Профилактика пропуска согласных при чтении и на письме. 6.Расширение и активизация словарного запаса. 7.Расширение поля зрения. 8.Развитие концентрации и распределения внимания.