МОУ СКОШИ 22 VIII вида Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 22 VIII вида города Томска
Историческая справка Школа-интернат - старейшая вспомогательная школа города Томска, основана меценатами города в 1888 году. Долгое время она была единственной вспомогательной школой города и области. Сегодня МОУ СКОШИ 22 VIII вида – это 12 классов – комплектов для детей от 6 до 18 лет, где общеобразовательная подготовка сочетается в I – IV классах с коррекционной и пропедевтической работой, а в V- IX классах с практической направленностью (профессионально-трудовое обучение).
Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций у детей с проблемами интеллектуального развития.
База эксперимента Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, cпециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 22 VIII вида г. Томск
Актуальность темы ограниченный опыт контактов детей с умственной отсталостью с социальной средой; представления о социуме ограничены конкретными, привычными ситуациями; недостаточный уровень познавательного интереса к окружающему миру; коммуникативные навыки и навыки регуляции собственного поведения находятся на низком уровне, либо отсутствуют.
Специфика социальной адаптации: групповая зависимость; неумение оценить ситуацию, неадекватное поведение; отсутствие навыков общения; неумение, нежелание решать конфликтные ситуации; эмоционально-психологическая зависимость от референтно значимого человека; боязнь принятия самостоятельных решений, неуверенность в себе; отсутствие ролевых стереотипов; моральное и материальное потребительство.
Во всех видах учебной и внеучебной деятельности системообразующим стержнем должна стать идея деятельностного, личностно- ориентированного подхода.
Проектная деятельность способствует организации совместно- распределенной учебной деятельности в личностно-ориентированных формах, где у каждого ребенка есть возможность проявить самостоятельность и индивидуальность. Именно здесь он приобретет навыки планирования, научится контролировать свои действия и поступки, оценивать продукт своей деятельности, видеть его социальную значимость, выстраивать отношения с людьми.
Научный руководитель эксперимента: Тарасова Людмила Николаевна – преподаватель ТОИПКРО. Руководитель проекта (инновационной работы): Аникина Анастасия Евстратьевна – директор школы-интерната, высшая квалификационная категория. Координатор проекта (инновационной работы): Кулыгина Елена Ивановна – Преподаватель-организатор ОБЖ.
Участники эксперимента Педагоги МОУ СКОШИ 22 VIII вида: заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, учитель-логопед, учитель начальных классов, учитель математики, учитель биологии, учитель физической культуры, учителя профессионально-трудового обучения, воспитатели, старший вожатый, старший воспитатель.
Объект экспериментирования Система специального (коррекционного) образования в учреждениях VIII вида
Предмет экспериментирования Возможности проектной деятельности в формировании ключевых компетенций у детей с проблемами интеллектуального развития.
Цель экспериментальной деятельности: Поиск новых, более эффективных педагогических технологий, способствующих развитию личностных качеств детей с ОВЗ.
Задачи: формировать ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними; развивать навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
формировать у педагогов навыки владения технологией педагогического проектирования; повышать у педагогов уровень профессиональных знаний и умений в области специальной психологии и коррекционной педагогики; выявить возможности методов проектной деятельности в формировании у детей и подростков с проблемами интеллектуального развития ключевых компетенций; обобщать и распространять значимый педагогический опыт посредством научно- методических публикаций и участия в научно-практических конференциях.
Идеи эксперимента практико-ориентированная направленность обучения и воспитания; личностно-ориентированный подход в процессе учебно-трудовой деятельности; осуществление взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.