Институт специальной педагогики и психологии Современные проблемы интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в России Шипицына Людмила Михайловна, ректор НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», заслуженный деятель науки РФ д.б.н., проф., Доклад на международной конференции «Равные и разные: бизнес и общество детям» Санкт-Петербург 17 марта 2011 г.
Статистические данные Общая доля людей с ограниченными возможностями в населении Европы оценивается в 10 – 15%, примерно 100млн. Человек На детей-инвалидов в России – 545тыс. человек, из них 12,2% живут в интернатных условиях Причины инвалидности: - Нарушение обмена веществ – 23,6% - Двигательные нарушения – 23,1% - Умственная отсталость – 21,3%
Общее число детей с ограниченными возможностями здоровья 365,1 тыс. 1990/91 уч.год 434,4 тыс. 2004/05 уч.год 545,0 тыс. 2008/09 уч.год 312,1 тыс.281,3 тыс.211,0 тыс. 53,0 тыс.186,6 тыс.148,0 тыс. В специальных школах: В специальных классах массовых школ: ,0 тыс. В обычных классах массовых школ:
Что такое инклюзия? Малофеев Н.Н., 2010 Инклюзия = интеграция (синонимы) Назарова Н.М., 2009 Инклюзия = образовательная интеграция Екжанова Е., 2010 Интеграция – I этап инклюзии Боруцкая О., 2007 Интеграция – приспособление ребенка к среде Инклюзия – приспособление среды к ребенку Винзер М., 2010 Инклюзия – фундаментальная перестройка общего образования для удовлетворения запросов всех учащихся Grun Ch., 2001 Инклюзия – учет потребностей всех детей в условиях общего образования Gartner, Lipsky, 1987 Инклюзия – образовательная модель для всех учащихся – гибкая, разносторонняя и индивидуализированная – в интегрированных условиях
Методические принципы интеграции Пояснение и детализация принципов 1.Обеспечение равных прав и возможностей в получении образования Равный с другими доступ к образованию 2.НормализацияГарантия социальных привилегий лицам с ограниченными возможностями наравне с другими 3.Качество жизниУчет специфических потребностей лиц с ограниченными возможностями и предоставление им условий для наиболее полного их удовлетворения 4.Социализация (ранняя, школьная, профессиональная, трудовая активность) Формирование навыков самостоятельной жизни, межличностного общения и подготовка к профессиональной деятельности
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Сопровождение – метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора). При этом – под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития Сопровождение Метод Создание условий принятия решений в ситуации жизненного выбора Процесс Совокупность действий принятия и реализации решений Служба Организация специалистов, осуществляющих процесс принятия решений
Уровни Этапы I – в классеII – вне классаIII – вне школы 1. Диагностика проблемКлассный учитель (специальный педагог) Специальный психолог, педагог, логопед Специалисты ППМС-службы и/или специальной школы 2. Анализ проблем 3. Разработка плана коррекционной работы 4. Коррекция проблем 5. Оценка результатовМетодсовет или педсовет Педсовет или консилиум ПМПК (направление в спецшколу)
Массовая школа Принципы интегрированного обучения Ранняя социализация От социальной интеграции к педагогической Многоступенчатость педагогической интеграции Специальная школа Специальный класс Обычный класс I II III Системный и индивидуальный уровни сопровождения в классевне классавне школы IV Коррекция отношений участников процесса интеграции друг ко другу учителя учащиеся родители V Специальная школа учителя учащиеся родители Массовая школа
Требования инклюзивного образования Системный подход (образовательный, социальный, нормативно-правовой, экономический) Законодательное реформирование системы образования под задачи интеграции Изменения в подготовке учителя, психолога и других специалистов массовой школы Социальное партнерство массовой и специальной школ Социально-психологический аспект – формирование толерантности, изменение менталитета Командная работа специалистов (администратор, учитель, психолог, специальный педагог, логопед и др.) по сопровождению учащихся Организационные, методические и дидактические преобразования в массовой школе Налаженная система ранней комплексной помощи
Трудности внедрения модели инклюзии в РФ - 1.На уровне юридической – нет законодательной базы 2.На уровне финансирования – не предусмотрены материальные затраты на эти нужды 3.На уровне профессиональной деятельности – отмечается нехватка специалистов в системе образования (педагогов, дефектологов, психологов и пр.) 4.На уровне общественного сознания – не сформированы необходимые социально-психологические установки. отсутствие готовности принимать «не таких» детей в систему массового образования: