Основные направления, виды, алгоритм деятельности ПМПк И.Д. Маркевич, к.пед.наук, доцент кафедры МОИПКРОиК, методист ЦППРК
Школьный психолого-медико- педагогический консилиум это объединение специалистов разного профиля, занимающихся сопровождением процессов развития, обучения и адаптации обучающихся по разным направлениям. Школьный психолого-медико- педагогический консилиум это объединение специалистов разного профиля, занимающихся сопровождением процессов развития, обучения и адаптации обучающихся по разным направлениям.
Основные виды работы ПМПк: профилактика; профилактика; диагностика индивидуальная и групповая (скрининг); диагностика индивидуальная и групповая (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое) консультирование (индивидуальное и групповое) развивающая работа (индивидуальная и групповая); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений). экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
В состав консилиума входят: руководитель консилиума; руководитель консилиума; педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник; педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник; учителя, классные руководители. учителя, классные руководители.
Основные принципы работы специалистов ПМПк Непрерывность Непрерывность Комплексность Комплексность Индивидуальный подход Индивидуальный подход Системное сопровождение Системное сопровождение
Основные направления работы ПМПк ПерспективноеАктуальное
Перспективное ориентированное на: профилактику отклонений в процессе обучения, развития, адаптации детей и подростков
в период адаптации к новым условиям образовательного процесса (1, 5, 10 классы); в период адаптации к новым условиям образовательного процесса (1, 5, 10 классы); в период перехода к профильному обучению; в период перехода к профильному обучению; с отклоняющимся поведением; с отклоняющимся поведением; из неблагополучных семей; из неблагополучных семей; в случае возникновения ситуации межличностного конфликта; в случае возникновения ситуации межличностного конфликта; помощь детям из семей беженцев и переселенцев. помощь детям из семей беженцев и переселенцев.
Основные направления работы ПМПк Актуальное, Актуальное, ориентированное на: ориентированное на: конкретную помощь специалистов в преодолении трудностей в процессах обучения и воспитания детей и подростков конкретную помощь специалистов в преодолении трудностей в процессах обучения и воспитания детей и подростков
отклонения в развитии, замедленный темп развития, нарушения формирования школьных навыков; отклонения в развитии, замедленный темп развития, нарушения формирования школьных навыков; с нарушениями интеллекта; с нарушениями интеллекта; с нарушениями эмоционально-волевой сферы: страхи, невротические реакции, агрессивность, тревожность, гиперактивность; с нарушениями эмоционально-волевой сферы: страхи, невротические реакции, агрессивность, тревожность, гиперактивность; подвергшимся различным формам психического и физического насилия. подвергшимся различным формам психического и физического насилия. с проблемами личностного развития; с проблемами личностного развития; со стойкими проявлениями социальной и школьной дезадаптации. со стойкими проявлениями социальной и школьной дезадаптации.
Алгоритм деятельности ПМПк Сбор информации о ребёнке. Сбор информации о ребёнке. Анализ полученной информации: определение детей, нуждающихся в специальной педагогической помощи и конкретизация этой помощи. Анализ полученной информации: определение детей, нуждающихся в специальной педагогической помощи и конкретизация этой помощи. Совместная разработка рекомендаций для ребенка, родителей, педагогов школы. Совместная разработка рекомендаций для ребенка, родителей, педагогов школы. Составление индивидуального коррекционно- образовательного маршрута и режима. Составление индивидуального коррекционно- образовательного маршрута и режима. Консультирование всех участников. образовательного процесса, способах и методах решения проблем ребенка. Консультирование всех участников. образовательного процесса, способах и методах решения проблем ребенка. Дальнейший анализ развития ребёнка. Дальнейший анализ развития ребёнка. Корректировка дальнейшего перспективного индивидуального плана развития ребёнка. Корректировка дальнейшего перспективного индивидуального плана развития ребёнка.
Виды консилиума Диагностический - на нем анализируются результаты диагностического обследования ребенка каждым специалистом и даются рекомендации по его дальнейшему сопровождению; Диагностический - на нем анализируются результаты диагностического обследования ребенка каждым специалистом и даются рекомендации по его дальнейшему сопровождению;
Аналитический - посвящается анализу результативности сопровождения обучающихся и при необходимости корректировке образовательного маршрута и режима обучения. Аналитический - посвящается анализу результативности сопровождения обучающихся и при необходимости корректировке образовательного маршрута и режима обучения.
Проблемный - на него приглашается учитель, и команда специалистов обсуждает проблемы, возникшие в обучении, воспитании ребенка с целью выработки рекомендаций для педагога. Проблемный - на него приглашается учитель, и команда специалистов обсуждает проблемы, возникшие в обучении, воспитании ребенка с целью выработки рекомендаций для педагога.
Методический - нацелен на подготовку материалов для проведения консультации, самообразование, повышение уровня профессиональной компетентности специалистов. Методический - нацелен на подготовку материалов для проведения консультации, самообразование, повышение уровня профессиональной компетентности специалистов.
Итоговый - проводится по итогам обучения детей в конце четверти, в конце учебного года. Итоговый - проводится по итогам обучения детей в конце четверти, в конце учебного года.