В подготовительной к школе логопедической группе работа по теме идет в течении всего года, но знакомству со звуками уделяем 1,5 месяца: две недели сентября и октябрь – 12 занятий. В подготовительной к школе логопедической группе работа по теме идет в течении всего года, но знакомству со звуками уделяем 1,5 месяца: две недели сентября и октябрь – 12 занятий. Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка пение птиц, тиканье часов, звон посуды, голоса людей… Помочь детям разобраться во всем многообразии звуков, научиться их классифицировать, различать звуки речи и уметь правильно пользоваться ими помогает данная программа. Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка пение птиц, тиканье часов, звон посуды, голоса людей… Помочь детям разобраться во всем многообразии звуков, научиться их классифицировать, различать звуки речи и уметь правильно пользоваться ими помогает данная программа. Существует мнение, что каждый звук имеет определенный цвет. Звуки могут создавать ощущение прохлады (в Японии для этой цели используют различные колокольчики), с их помощью можно передавать красоту и звуки природы, природных явлений, например в стихотворении Ф.И. Тютчева опорным является звук «Р»: Существует мнение, что каждый звук имеет определенный цвет. Звуки могут создавать ощущение прохлады (в Японии для этой цели используют различные колокольчики), с их помощью можно передавать красоту и звуки природы, природных явлений, например в стихотворении Ф.И. Тютчева опорным является звук «Р»:
Случайно ли это? Путем экспериментов дети должны сделать определенные выводы, выяснить, что произносить звуки и слова не так просто, что в нашем организме работает целый «завод» по производству звуков: трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы и язык. И всем хватает работы, а наши уши-контролеры следят, правильно ли говорит человек, улавливают малейшие неточности в речи. Случайно ли это? Путем экспериментов дети должны сделать определенные выводы, выяснить, что произносить звуки и слова не так просто, что в нашем организме работает целый «завод» по производству звуков: трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы и язык. И всем хватает работы, а наши уши-контролеры следят, правильно ли говорит человек, улавливают малейшие неточности в речи. Дети узнают что есть ГЛАСНЫЕ звуки, а есть СОГЛАСНЫЕ и выясняют что Дети узнают что есть ГЛАСНЫЕ звуки, а есть СОГЛАСНЫЕ и выясняют что Гласные тянуться в песенке звонкой, Гласные тянуться в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные... Согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Дети выясняют, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими, глухими и звонкими, свистящими, шипящими, носовыми и сонорными, что согласные Ж, Ш и Ц –всегда твердые, тогда как Ч, Щ и Й– всегда мягкие. Дидактическая цель : Выяснить, что такое звук. Какими бывают звуки. Чем отличаются гласные звуки от согласных. Дать представление о том, какими бывают согласные звуки. Методические задачи: Научить различать и классифицировать звуки различного проис- хождения. Закрепить умение отличать глас- ные звуки от согласных.
Кто живет в Звукограде? Кто живет в Звукограде? Какими бывают звуки? Какими бывают звуки? Что было бы, если бы гласные звуки поссорились с согласными? Что было бы, если бы гласные звуки поссорились с согласными? Презентация, буклет, работа с дидактическим материалом, результаты уровня сформированности знаний по данной теме.
Формирование групп для проведения исследования, выдвижение гипотез решения проблем Формирование групп для проведения исследования, выдвижение гипотез решения проблем 1- занятие – 20 минут 1- занятие – 20 минут Обсуждение возможных источников информации Обсуждение возможных источников информации 2 – занятие – 20 минут 2 – занятие – 20 минут Проведение экспериментов и исследований по подгруппам Проведение экспериментов и исследований по подгруппам 10 занятий по 20 минут 10 занятий по 20 минут
Выводы:
ФИООпознание изолированного звука в ряду Определение порядка звуков в слове Определение позиций звука в слове Начало слова Середин а слова Конец слова Определение количества звуков в слове Понятие «слог» слоговой анализ Составление схем слов, подбор слов к схемам Знание буквНавык чтения Обследование фонематического восприятия и навыков звукового анализа, результатов обучения грамоте.
Результативность
Источники информации: Амонашвили Ш.А. «В школу с шести лет» Педагогический поиск – М., Педагогика, 1988 г. Венгер Л.А., Венгер А.А. «Домашняя школа мышления» М., Знание, 1982 г., 6, 12. Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи» М., Просвещение, 1985 г. Журавлев А.В. «Звук и смысл» Волина В. «Русский язык» Екатеринбург ТОО «Издательство АРГО» 1986 Ванюхина Г. «Речецветик» Екатеринбург, 1992 г. Репина З.А., Буйко В.И. «Уроки логопедии», «ЛИТУР», Екатеринбург, 1999 г. Колесникова Е.В. «Слова и звуки» Минск, «Ника-Пресс», 1996 г Поваляева М.А. Коррекционная педагогика.Взаимодействие специалистов/Ростов-н-Д.:2002; Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников/СПб.:2003; Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой/Харьков.:Фолио,1996; В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», Москва 1998 г. 1)г.