СОВМЕСТНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГОВ – ПСИХОЛОГОВ ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ МОУ МОКЕЕВСКАЯ СОШ ПАРАМОНОВА Е.И. Май 2009 Психолого – педагогическое сопровождение учащихся начальной школы
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 1. Определение готовности к обучению в школе 2. Отслеживание адаптации и помощь в адаптационный период 3. Сопровождение учебно-воспитательного процесса (участие в формировании «умения учиться») 4. Сопровождение перехода на новый образовательный уровень (сопровождение перехода к обучению в среднем звене).
ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Ведущая деятельность : учебная деятельность. Социальная ситуация: в младшем школьном возрасте складывается новая детская общность. Взаимоотношения детей в классе имеют свою логику изменения и развития. Совместная учебная деятельность рождает общую устремленность, ставит общие задачи, дает возможность выделять разные точки зрения и договариваться. Со временем отношения школьников выходят за рамки учебной деятельности, у них возникают интересы, связанные с внеклассной и внешкольной работой, с общественными делами. Особую роль в этом возрасте играет фигура первого учителя. Педагог приобретает исключительную значимость в глазах ребенка. Поэтому педагог может сильно влиять на ситуацию ребенка в школе, как в лучшую, так и в худшую сторону.
ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Сильные стороны возраста : хорошая работоспособность, острота и свежесть восприятия, яркость воображения. Относительно устойчивые эмоциональные состояния и формы поведения. Сформированные навыки общения со сверстниками, навыки установления дружеских контактов, опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Первоначальное формирование относительно устойчивых черт характера. Активный интерес к окружающей действительности. Новообразования возраста : внутренняя позиция школьника. Формирование основ теоретического сознания и мышления и соответствующих им способностей (рефлексия, анализ, мысленный эксперимент или планирование и др.). Произвольность и управляемость психических процессов, самоконтроль, самооценка. Общеучебные приёмы и навыки учебной работы, «умение учиться». В этом возрасте у детей формируются мотивы учения.
ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Проблемы возраста : несформированность позиции школьника, несформированность общеучебных навыков (умение выделять главную мысль, владение навыками пересказа, умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять существенные признаки предмета), несформированность основ теоретического мышления (ко времени перехода на новый образовательный уровень). Несформированность произвольности познавательных процессов и произвольности деятельности в целом (понимание задачи, инструкции, удерживание их в сознании в течение длительного времени, самостоятельная организация своей деятельности). Сохранение как основных игровых форм взаимодействия со сверстниками. Возможны нарушения в мотивационно-личностной сфере, связанные с возникновением чувства неполноценности (неумелости, неуспешности), агрессивно-конкурентной обстановкой в общении. Трудности адаптации к школе (синдром школьной дезадаптации)
ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ Адаптация – приспособление к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности Периоды адаптации: 1 - два – три месяца – Легкая % первоклассников 2 – до полугода – Средняя - 30% первоклассников 3 – год и более – Тяжелая - 15% первоклассников Условие адаптации Взаимодействие всех участников образовательного процесса
Критерии адаптированности к школе (по социально – психологической экспертизе) Учебная активность Усвоение знаний Желание учиться Положительное отношение к учителю Хорошие взаимоотношения со сверстниками Поведение на уроке Поведение на перемене и т.д.
П РИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ Несформированность внутренней позиции школьника; Слабое развитие произвольности; Недостаточное развитие учебной мотивации; Сложности в общении со взрослым, прежде всего учителем; Недостаточно развитая способность к взаимодействию с другими детьми; Неадекватная самооценка ученика; Завышенные требования со стороны родителей; Слабое здоровье и низкий уровень физического развития
Проявление невротизации личности ребенка Грызет ногти (ручки, карандаши) Сосет палец Засыпает медленно, с трудом Плаксивость повышенная Жалуется на головокружение Часто моргает Передергивает плечами Старается быть тихим, незаметным Боится приступать к делу (не получится) Боится шума Боится чужих людей Боится одиночества Не может сосредоточится Старается быть незаметным И др.
П РОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Цель: Создание оптимальных условий при вхождении в школьную жизнь Задачи классного руководителя: Познакомить детей друг с другом; Создать доброжелательную атмосферу в классе; Начать формирование коллектива; Обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации; Использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха; Оказывать помощь в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика. Задачи администрации: Создать условия для реализации режима дня; Предоставить возможности для занятий учащихся в кружках и секциях; Контролировать фиксированный объема дом. заданий.
Н АПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА Профилактика Просвещение Диагностика Консультирование Коррекция и развитие Социально – психологическое проектирование Экспертиза и мониторинг
Психологическое просвещение Повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам адаптации (индивидуальные и возрастные особенности детей, механизмы адаптации, сохранение здоровья, развитие личности и др.), специфика адаптации в младшем школьном возрасте. Работа может проводиться в форме семинаров, круглых столов, педсоветов и включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.
Психологическая профилактика Участие в разработке и реализации профилактических программ и психогигиенических мероприятий, проведение занятий с обучающимися, педагогами, родителями, направленных на предотвращение ситуации дезадаптации. Профилактика возможных отклонений в интеллектуальном и личностном развитии обучающихся. Разработка рекомендаций педагогам и родителям по взаимодействию с детьми.
Психологическая диагностика Определение «группы риска», изучение степени и особенностей приспособления ребенка к школе, причин неуспеваемости и др. Предметом диагностики могут быть: самооценка, уровень школьной тревожности, позиция в группе сверстников, особенности мотивации, особенности познавательной сферы, уровень произвольности поведения. Психологическое консультирование : Консультирование педагогов и родителей по вопросам адаптации обучающихся; консультирование родителей по вопросам семейного воспитания, как фактора, влияющего на адаптацию. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.
Психологическая коррекция и развитие Психокоррекционная работа с обучающимися, имеющими проблемы в адаптации и в обучении. Участие в формировании и развитии навыков поведения в группе сверстников, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, работа в «группах развития», направленных на достижение обучающимися такого уровня психического развития, при котором возможно их нормальное обучение в школе. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей по развитию необходимых качеств у детей.
Социально-психологическое проектирование Участие в разработке системы мероприятий и средовых условий, направленных на адаптацию обучающихся ОУ (совместно с администрацией, педагогами, родителями и самими обучающимися). Социально-психологическая экспертиза : Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) по вопросам динамики обучения и уровня социальной адаптации в процессе интеграции обучающегося в образовательное учреждение. Социально-психологический мониторинг : Мониторинг адаптационных характеристик учебно- воспитательной среды, психологического благополучия обучающихся на этапе обучения в младшей школе.
Р ЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ МероприятиеУчастники Проведение диагностики учащихся с целью определения готовности к школьному обучению Учитель, педагог – психолог, логопед Знакомство с семьями учащихся, информирование о результатах диагностики Учитель, педагог – психолог, социальный педагог Проведение воспитательно – информационных мероприятий для учащихся Учитель, педагог – психолог Проведение мероприятий по психолого – педагогическому просвещению родителей и педагогов Педагог – психолог, классный руководитель Диагностика адаптации первоклассников к школьному обучению, анализ и создание программы работы с дезадаптированными детьми Педагог – психолог, классный руководитель Координация действий всех специалистов для реализации задач адаптации Администрация, руководитель МО нач. классов, кл. руководитель
Н ЕКОТОРЫЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ АДАПТИРОВАННОСТИ Скрининговый тест школьной зрелости; «Беседа о школе»; Мотивация учения. Рисуночный тест «Я в школе». Определение ведущего мотива учения «Школа зверей»; «Мои смайлики»; «Краски»; «Остров невезения»; «Экскурсия в Л есную школу»; «Домики»; Микропрактикум; Карта наблюдений Стотта; Интересы и склонности; Методика изучения самооценки. Социально –психологическая экспертиза адаптированности (учитель, воспитатель, родитель) Анализ особенностей адаптации (опросник для учителя)
С благодарностью и надеждой на дальнейшее сотрудничество Контакты МОУ Мокеевская СОШ Телефоны: ; Эл. почта: yandekx.ru Парамонова Елена Игоревна, педагог – психолог, руководитель районного МО педагогов - психологов