Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи Учитель-логопед Никонова И.Л.
«Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов». А.Н. Леонтьев
Актуальность В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Проблема Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Коррекция их речи – длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.
Ограниченност ь словарного запаса Резкое расхождение объема активного и пассивного словаря Неточное употребление слов Многочисленные вербальные парафазии Несформирован ность семантических полей Трудности актуализации словаря Нарушение лексики у детей с ОНР Ограниченност ь словарного запаса Резкое расхождение объема активного и пассивного словаря Неточное употребление слов Многочисленные вербальные парафазии Несформирован ность семантических полей Трудности актуализации словаря Нарушение лексики у детей с ОНР
Задачи словарной работы 1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. 2. Закрепление и уточнение словаря. 3. Активизация словаря. 4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Этапы реализации проекта I этап – подготовительный август-октябрь Направления деятельности: 1. повышение собственной профессиональной компетентности; 2. диагностическое обследование детей с ОНР. 3. ознакомление с проектной деятельностью родителей, педагогов. II этап – основной октябрь-май Направления деятельности: 1.определение направлений комплексной коррекционно – развивающей работы; 2. проведение запланированных мероприятий; 3. формирование словаря у детей с ОНР. III этап – заключительный май-июнь Направления работы: 1. итоговое комплексное обследование детей с ОНР; 2. оценка эффективности работы; 3. ознакомление педагогов и родителей с результатами работы по проекту за учебный год.
Направления словарной работы - расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; - усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; - выделение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Этапы работы по развитию словаря: - обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств; - уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения; - использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.
Можно выделить две группы методов: 1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря). 2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Рассматривание и обследование предметов
Наблюдения за животными, растениями
За деятельностью взрослых
Осмотры помещения детского сада
Целевые прогулки
Экскурсии (социальное окружение, природа)
Ознакомление с природой
Показ видеофильмов, презентаций
Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием
Рассматривание игрушек
Рассматривание картин знакомого содержания
Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале)
Дидактические игры с игрушками, предметами
Дидактические игры с картинками
Игры - театрализации
Словесные игры. Загадывание и отгадывание загадок.
Диагностика словаря у детей 2 младшей группы
Вывод Результаты проведенной диагностики показали, что созданная система лекико-тематических циклов, способствует более эффективному формированию словаря у детей с общим недоразвитием речи. В процессе специально организованной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР по внедрению этой системы удается не только преодолеть имеющиеся недостатки в формировании словаря, но и удалось способствовать развитию всей познавательной деятельности.