Учитель-логопед Макунина Екатерина Борисовна Логопедический практикум.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Advertisements

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста.
… Учителя-логопеды: И.Г. Кучерова, Кожина Е.В.. Что делают логопеды? Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ.
Развитие речи детей 5 года жизни. На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять.
Родительское собрание в подготовительной логопедической группе «Дюймовочка»
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа 4 города Новокуйбышевска городского округа.
Программы логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей, применяемые в МКДОУ детском саду компенсирующего вида «Родничок»
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Логопедическая служба в школе-интернате 52 Обухова Ю.А. Учитель-логопед.
МБДОУ – детский сад «Алые Паруса» Подготовила: учитель-логопед Зеленина Е.К.
Районный семинар «Формирование общеобразовательной программы дошкольного образования» Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе. Учитель.
1 УРОК – ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» Зуйкова Н. М.-учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ3.г.Чапаевск, класс
Помогает развитию лексико-грамматических категорий; Способствует обогащению и актуализации словаря; Уточняет содержание понятий; Даёт возможность педагогу.
Поэтапная работа по исправлению речевых нарушений. Выполнила: учитель – логопед Гонтарь Е.А. МС(К)ОУ «С(К)Ш-И 52» г. Магнитогорска.
Транксрипт:

Учитель-логопед Макунина Екатерина Борисовна Логопедический практикум

Основные причины недоразвития детской речи 1. Различная патология беременности (токсикоз беременности, вирусные, эндокринные заболевания, туберкулез, сифилис, травмы, несовместимость крови матери и ребенка и др.), приводящая к нарушению нормального протекания внутриутробного развития плода. 2. Родовая травма. При опросе матери выясняется патологическое течение родов (однако родовая травма не обязательно должна быть массивной). Часто в результате дополнительных расспросов удавалось выяснить, что роды были быстрыми или, наоборот, затяжными, применялись различные стимуляторы, ребенок после рождения не сразу закричал, его пошлепали, то есть оживляли. Родовая травма в таких случаях может быть подтверждена данными неврологического обследования.

Основные причины недоразвития детской речи 3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (дизентерия, инфекционные, вирусные заболевания, особенно следующие друг за другом, менингоэнцефалиты и др.). 4. Травмы черепа, сопровождаемые симптомами сотрясений или контузии мозга. 5. Неблагоприятная наследственность, отягощенная речевой патологией. 6. Неблагоприятные социально-бытовые условия (недостаточное внимание к речи ребенка со стороны взрослых, двуязычие и др.). Каждая из этих причин в отдельности или в сочетании с другими факторами может послужить моментом, повреждающим или задерживающим развитие мозговых систем, участвующих в формировании речи.

Этапы развития речи и мышления у ребёнка ВозрастДостижения 36 месяцевРебенок прислушивается к голосу взрослых, кричит и плачет, когда голоден или испытывает дискомфорт. Начинает гулить. 68 месяцевПоявляется первый лепет. 89 месяцевМалыш глобально воспринимает звучание некоторых слов, понимает отдельные предложения, взглядом или жестом «отвечает» на вопросы: «где мама? », «где киска? », радуется, что его понимают. Лепет делается продолжительнее месяцевРебенок понимает названия отдельных предметов, подчиняется некоторым словесным командам («поцелуй маму», «дай ручку», «нельзя» и др.).

Этапы развития речи и мышления у ребёнка ВозрастДостижения 1214 месяцевУзнает показываемые предметы, понимает обращенную к нему речь месяцевНачинает говорить, узнавать предметы на сюжетных картинках месяцевНаступает первый период вопросов «что это?». Активный словарь крохи насчитывает 3035 слов. 2 годаСловарь малыша достигает примерно 300 слов. В его речи появляются наречия и глаголы. 2 года и 4 месяцаРебенок усваивает первые грамматические формы, выстраивает фразы со сложными и придаточными предложениями.

Этапы развития речи и мышления у ребёнка ВозрастДостижения 2 года и 6 месяцев В речи малыша появляются причастия, соединительные союзы и местоимения. 3 годаВ этом возрасте многие дети уже умеют считать, способны наизусть запоминать стихи, знают написание некоторых букв. Их словарь насчитывает до 1500 слов. 4 годаСловарь пополняется до 2000 слов. 5 летМалыш овладевает всей системой родного языка и полностью усваивает обиходный словарь. Его речь чистая, он правильно произносит все звуки.

Общее недоразвитие речи Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

Понятие об общем недоразвитии речи Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Левиной Р. Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Жаренковой Г. И., Каше Г. А., Никашиной Н. А., Спировой Л. Ф., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Ястребовой А. В. и др.) в е годы двадцатого века.

Понятие об общем недоразвитии речи Общее недоразвитие речи наблюдается при наиболее сложных, системных нарушениях речи: алалии, афазии; при фонационных расстройствах (ринолалии, дизартрии), когда диагносцируются одновременно недостаточность фонетико - фонематической и лексико - грамматической стороны речи. При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

Понятие о фонематическом анализе А.Р. Лурия (1950) подчеркивает, что высшей категорией фонематического слуха является способность выделять звуки в слове, анализировать их последовательность, которая формируется под влиянием обучения. По наблюдениям В. К. Орфинской фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого или последнего звука из слова, определение позиции звука в слове. К сложным формам звукового анализа относят определение последовательности звуков в слове, их количества, позиции по отношению к другим звукам.

Характеристика фонетико-фонематической стороны речи детей с ОНР При нарушении фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР выявляется несколько состояний: -недостаточное pазличение и затpуднение в анализе только наpушенных в пpоизношении звуков (наиболее легкая степень недоразвития); -недостаточное pазличение большого количества звуков из нескольких фонетических гpупп пpи сфоpмиpованной их аpтикуляции в устной pечи. (Звуковой анализ наpушается более гpубо); - при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышет» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и опpеделить последовательность. (Более тяжелая степень).

Преодоление ОНР у дошкольников Основные направления данной работы представлены в программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.) В ее основу положены следующие принципы: - раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; - развитие речи и опора на онтогенез; - развитие всех сторон речи в единстве: фонетико- фонематической и лексико-грамматической стороны; - дифференцированный подход к детям с общим недоразвитием речи, имеющим различную структуру речевого нарушения; - связь речи с другими сторонами психического развития.

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. С каким звуком? ?

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях С каким звуком мы познакомились с вами на прошлом занятии?

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Будем хлопать в ладоши, если услышим в слове заданный звук.

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Фишечный диктант. Это значит, что мы будем ставить фишку, если услышим в слове заданный звук.

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Мы будем выбирать картинки с заданным звуком и определять позицию звука в слове.

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Будем выполнять упражнения для пальчиков.

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Сейчас у нас будет физминутка. Будем отдыхать.

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Игра «Раз, два, три». Мы будем учиться делить слова на слоги

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Мы будем составлять схему звукового состава слова.

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Вот пришел человек с бородой и усами. А остальное расскажем мы сами…

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Мы будем составлять слово из первых (последних) звуков в названии картинок.

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Мы будем решать пример и составлять новое слово.

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Вставить нужную букву и прочитать слово. а? о?

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Работа с разрезной азбукой. Аа Бб Вв

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Будем составлять слово из слогов.

Символы, способствующие увеличению речевой нагрузки детей на логопедических занятиях Будем образовывать родственные слова.

Задания родителям для занятий с детьми дома. Поводом для создания «карточек» для занятий с родителями дома послужил фактор многократного повторения пройденного материала для закрепления навыков правильного употребления той или иной грамматической категории. Особое внимание уделяется разделу «словообразование» с целью предупреждения и коррекции ошибок как лексических, так и грамматических; формирования навыка практического улавливания закономерностей языковой системы и способности переноса навыка изученной категории в самостоятельную речь. Высокая умственная и речевая нагрузка способствует значительному обучающему эффекту детей и способствует активизации деятельности родителей. Последовательность заданий установлена в соответствии с принципом от простого к сложному с учетом особенностей формирования и коррекции речи детей, а также с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.

Задания родителям для занятий с детьми дома. Карточка 1.Подобрать и приклеить картинки ( можно нарисовать), в названии которых слышим звук [У]. Дать полную характеристику звуку. 2.Назвать картинки ласково. Учить детей образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных. Например: утюг – утюжок, рука – ручка, рученька, ручонка, дуб – дубок, дубочек и т.д.. 3.Определить позицию звука [У] в названии картинок. 4.Определить позицию звука [У] в словах груша, капуста, улей, урок, думать.

Задания родителям для занятий с детьми дома. 5. Закончить предложения, подбирая подходящие по смыслу слова со звуком [У]. В паутину попала … (муха). По траве медленно ползла … (улитка). В пруду плавали … (утята). В лесу громко кричала … (кукушка). В подобранных словах определить позицию звука [У]. 6. Повторить за взрослым только те слова, в которых слышим звук [У]: удав, улитка, аист, кит, дом, утка, утюг, урок, игра, рыба, ужин, узел, тетрадь. 7. Выучить загадку. Назвать слова со звуком [У]. В отгадке определить позицию звука [У]. Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе ее везет, Очень медленно ползет. (улитка)

Задания родителям для занятий с детьми дома. Карточка 1.Подобрать и приклеить картинки ( можно нарисовать), в названии которых слышим звук [М], [М]. Дать сравнительную характеристику звукам 2.Назвать картинки ласково. Закреплять навык образования уменьшительно- ласкательной формы существительных. Определить позицию звука [М], [М] в названии подобранных картинок. 3.Закреплять навык образования формы множественного числа существительных. Назвать подобранные картинки, образуя форму множественного числа. 4.Определить позицию звука [М], [М] в словах: муравей, самовар, смола, макароны, лом, дом, мартышка.

Задания родителям для занятий с детьми дома. 5. Закончить предложения, подбирая подходящие по смыслу слова со звуком [М], [М]. MДети очень любят … (мороженое). Очень нужный инструмент … (молоток). Зимой часто бывают сильные …(морозы). В оркестре играют … (музыканты). В берлоге зимой спит … (медведь). Море глубокое, а ручей … (мелкий). В подобранных словах определить позицию звука [М], [М]. 6.Повторить за взрослым только те слова, в которых слышим звук [М], [М] мармелад, сварка, посадка, медовый, мыльница, медленный, горизонт, холодный, зимний, салют, скакалка, вышивать, замолчать, вязать. 7.Назвать слова-наоборот, в которых слышим звуки [М], [М]. Война – (мир), ссориться – (мириться), быстро – (медленно), твердый – (мягкий),глупый – (мудрый), большой – (маленький), веселый – (хмурый). 8. Выучить загадку. В отгадке определить позицию звука [М]. Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (мышка)

Задания родителям для занятий с детьми дома. Карточка. 1.Подобрать антонимы. Дидактическая игра «Скажи наоборот» молодой – старый, (новый); вечер – утро; мелкий – глубокий и т.д. 2.Подобрать определения к существительным. 3.Учить согласовывать числительные с существительными. Посчитай: одно ведро, три ведра, … пять ведер и т.д. 4.Образовать форму родительного падежа множественного числа, согласовывая со словом «много». Например: много кукол, много мячей и т.д.

Задания родителям для занятий с детьми дома. Карточка. 1.Образовать прилагательные от существительных: осень – осенний; ветер – ветреный; мир – мирный и т.д. 2.Образовать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных: зеленый – зелененький, умный – умненький, сладкий – сладенький и т.д. 3.Подобрать глаголы к существительным: птица –летает, клюет, машет, чирикает, спит, прыгает и т.д. 4.Составить предложения со словами: медведь, цветок, осень.

Задания родителям для занятий с детьми дома. Карточка. 1.Назвать по парам: слон – слониха; грач – грачиха; кролик – крольчиха; крот – кротиха и т.д. 2. Образовать названия детенышей животных и птиц: у ежихи – ежонок, у моржихи- моржонок; у оленихи – олененок; у грачихи –грачонок и т.д. 3.О чем можно сказать: зеленый, зеленая, зеленое. 4.Восстановить пропущенное «маленькое» слово: … столе лежит книга. Белка живет … дупле. Самолет летит … лесом. … Тани плюшевый мишка.

Задания родителям для занятий с детьми дома. Карточка. 1.Образовать притяжательные прилагательные: (чей?) хвост лисы – лисий хвост; следы волка – волчьи следы; перо петуха – петушиное перо; кольцо мамы – мамино кольцо и т.д. 2.О чем можно сказать: мой, моя, мое. 3.Образовать названия профессий: трактор - телеграф – машина - камень – стекло - строить – 4. Придумать предложения из трех, четырех, пяти слов.

Задания родителям для занятий с детьми дома. Карточка. 1.Образовать родственные слова: гриб, хлеб, соль. 2.Образовать сравнительную степень прилагательных: Высокий - еще выше далекий – Узкий - светлый – Кислый - густой – 3.Образовать названия посуды. Где продукты размещать? Это твердо надо знать: Хлеб - сахар – Соус - суп – Соль - сухари – Конфеты - молоко – 4. Придумать предложения с заданным словом из трех, четырех, пяти слов.

Памятка для родителей Памятка для родителей создана на основе программы подготовки к школе детей с нарушениями речи, которую дети должны изучить и усвоить в течение учебного года. У дошкольников нет учебников, и родители при повторении пройденного допускают грубые ошибки, заменяя одни понятия другими. Во избежание давления на ребенка со стороны родителей, ошибок, связанных с незнанием того или иного материала, предлагается «Памятка…», содержание которой вмещает в себя весь теоретический материал по разделам: формирование, развитие, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза; обучение грамоте.

Памятка для родителей 1.Все звуки, окружающие человека, делятся на: а) музыкальные (звуки музыкальных инструментов); б) бытовые; в) речевые (звуки речи человека). 2. Речевые звуки человек слышит и произносит. 3. Речевые звуки бывают гласными и согласными. 4. Гласные звуки – это такие звуки, которые можно петь и тянуть, потому что воздух, выходя изо рта, не встречает и не преодолевает преграды. 5. Гласных звуков в русском языке – 6: [А], [О], [У], [И], [Ы], [Э]. 6. Согласные звуки – это звуки, которые нельзя петь и тянуть, потому что воздух выходя изо, рта встречает и преодолевает преграды: губы, зубы, язык. 7. Согласные звуки бывают парными по признакам: а) твердости – мягкости, б) звонкости – глухости. 8. Глухие согласные звуки – это такие согласные звуки, которые мы произносим без голоса.

9. Звонкие согласные звуки – это такие согласные звуки, которые мы произносим с голосом. 10. Слова состоят из слогов. Слог – это часть слова. 11. В слове столько слогов, сколько гласных звуков в слове мы слышим. Без гласного звука нет слога. 12. Буквы – это значки, которые на письме обозначают звуки нашей речи. Буквы мы читаем и пишем. 13. С большой буквы мы пишем имена, отчества, фамилии людей; клички животных и птиц; географические названия; первое слово в предложении. 14. В конце предложения мы ставим чаще всего точку. 15. Предложение – это слово или несколько слов, объединенные смыслом и выражающие законченную мысль. 16. Родственные слова – это такие слова, которые образованы от одного общего, главного, маленького слова и объединены по смыслу. 17. После Ж, Ш пиши букву И. 18. После Ч, Щ пиши букву А. 19. После Ч, Щ пиши букву У. Памятка для родителей

Примеры стихотворных текстов для автоматизации поставленных звуков Барсучиха-бабушка Испекла оладушков. Угостила двух внучат Двух драчливых барсучат А внучата не наелись, Снова блюдцами стучат, Ну-ка сколько барсучат Ждут добавки и молчат - Не жалейте пятачка, Говорит корова, Покупайте молочка, Вкусного, парного! Поросята тут как тут Пяточки свои суют. - Нам по целой кружке! – Заявляют хрюшки.

Примеры стихотворных текстов для автоматизации поставленных звуков Ромашки Нарядные платьица, Желтые брошки, Ни пятнышка нет На красивой одежке. Такие веселые Эти ромашки – Вот-вот заиграют Как дети, в пятнашки! Е.Серова Левой, правой. Левой, правой На парад идет отряд. На парад идет отряд Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. Левой, правой, Левой, правой Барабан уже дырявый. А.Барто