Наглядное моделирование в логопедической работе с детьми ОНР Мариупольская городская ПМПК учитель - логопед Ткачук Т. Н г.
« Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету » К. Д. Ушинский
Актуальность темы : облегчает детям с ОНР овладеть связной речью ; облегчает детям с ОНР овладеть связной речью ; использование символов, пиктограмм, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей ; использование символов, пиктограмм, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей ; применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт ; применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт ; ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно - следственные связи, делает выводы. ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно - следственные связи, делает выводы.
Задачи наглядного моделирования Воспитывать потребность в речевом общении развивать связную речь учить последова- тельности логичности связности изложения развивать мышление, внимание рече- слуховую и зрительную память развивать мелкую моторику обогащать словарный запас
Дидактические задачи Знакомство с графическим способом представления способом представленияинформации Развитие умения дешифровки модели дешифровки модели Формирование навыка самостоятельного моделирования
Приемы наглядного моделирования пиктограммы символические изображения заменяющее слова. замещения вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально - условными мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи
Наглядное моделирование позволяет : обогащать активный лексикон обогащать активный лексикон закреплять навыки словообразования закреплять навыки словообразования формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений развивать импрессивную речь детей развивать импрессивную речь детей описывать предметы, составлять рассказы описывать предметы, составлять рассказы содействовать закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий содействовать закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий развитию понимания логико - грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. развитию понимания логико - грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
нарушении слоговой структуры слова нарушении слоговой структуры слова формировании лексико - грамматического строя речи формировании лексико - грамматического строя речи подготовке к обучению грамоте подготовке к обучению грамоте обучении связной речи обучении связной речи Метод применяется при :
Коррекционная работа по преодолению ОНР проводится по следующим направлениям коррекция звукопроизношения коррекция звукопроизношения формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы ( звук - слово - предложение - текст ) формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы ( звук - слово - предложение - текст ) формирование лексико - грамматических категорий формирование лексико - грамматических категорий формирование связной речи формирование связной речи профилактика дисграфии и дислексии. профилактика дисграфии и дислексии.
Мнемотаблицы к народным сказкам
Мнемотаблица для заучивания стихотворений Я рубашку сшила мишке Я сошью ему штанишки Надо к ним карман пришить И конфетку положить. З. Александрова З. Александрова
Мнемотаблица для заучивания стихотворений Дятел, дятел дуб долбит, В щепки дерево дробит. - Дятел, в дереве дыра, Перестать давно пора ! Г. Сапгир
Мнемотаблица для заучивания стихотворений Наша елка велика, Наша елка высока, Выше мамы, выше папы - достает до потолка. А на ней игрушки, бусы и хлопушки.
План составления описательного рассказа Какое время года ? Почему ? Какое время года ? Почему ? Назови приметы осени. Назови приметы осени. Что убирают на поле, огородах, в садах ? Что убирают на поле, огородах, в садах ? Показ картинок насекомых, птиц, зверей. Что с ними стало, как они себя ведут ? Показ картинок насекомых, птиц, зверей. Что с ними стало, как они себя ведут ? Подобрать картинки с изображениями животных, деревьев, цветов. Подобрать картинки с изображениями животных, деревьев, цветов. Спросить, что это, как растения ведут себя осенью ? Что с ними происходит ? Спросить, что это, как растения ведут себя осенью ? Что с ними происходит ? Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года. Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года. Организовать игру « Времена года ». Логопед читает стихотворения, дети должны показать картинку с изображением сезона, о котором говориться в стихотворении. Организовать игру « Времена года ». Логопед читает стихотворения, дети должны показать картинку с изображением сезона, о котором говориться в стихотворении. Дети составляют мнемодорожки о временах года. Дети составляют мнемодорожки о временах года.
Описательный рассказ « Осень »
Мнемодорожка по теме « Осень » Осень, осень - зонтик носит ……
Мнемодорожка по теме « Зима » Зима, зима, санки принесла …. Мнемодорожка по теме « Зима » Зима, зима, санки принесла ….
Мнемодорожка по теме « Лето » лето, лето в шортики одето …
Спасибо за внимание!