Теоретико-методологические основы предметно- развивающей среды в работе учителя-логопеда ДОУ
Предметно-развивающая среда составная часть развивающей среды дошкольного детства Предметно-развивающая среда составная часть развивающей среды дошкольного детства
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка
Основные функции развивающей среды Информационная функция. Информационная функция. Стимулирующая функция. Стимулирующая функция.
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка. С.Л. Новоселова С.Л. Новоселова
Основные принципы построения развивающей среды Принцип дистанции позиции при взаимодействии Принцип дистанции позиции при взаимодействии Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого. Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого. · Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки). · Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).
Принцип активности Принцип активности Возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Использование больших модульных наборов; Центры песка и воды; Мастерские; Использование стен, ширм Использование больших модульных наборов; Центры песка и воды; Мастерские; Использование стен, ширм
Принцип стабильности- динамичности Принцип стабильности- динамичности Ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности. возрастной группы – это зона стабильности.
Использование сборно-разборной мебели; Использование сборно-разборной мебели; Использование игрушечной мебели; Использование игрушечной мебели; Использование емкостей для хранения игрушек; Использование емкостей для хранения игрушек; Игрушки; Игрушки; Мягкие плоскости, подиумы для отдыха. Мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования Принцип комплексирования и гибкого зонирования Реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны или центры (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный), охватывающие все интересы ребенка; Игровые и тематические зоны или центры (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный), охватывающие все интересы ребенка; место отдыха; место отдыха; место уединения место уединения
Гендерный принцип Реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.
Принцип этапности и учета возрастных особенностей: отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития» - отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития» - предполагает: наличие предметов и материалов, известных детям; предполагает: наличие предметов и материалов, известных детям; наличие предметов и материалов, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого; наличие предметов и материалов, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого; наличие незнакомых материалов и предметов. наличие незнакомых материалов и предметов.
Требования к развивающей предметной среде ДОУ: система предметной среды должна учитывать возрастные интересы развития детской деятельности (создавать условия для полноценного развития ведущих видов деятельности, но при этом учитывать особенности развития других ее видов); система предметной среды должна учитывать возрастные интересы развития детской деятельности (создавать условия для полноценного развития ведущих видов деятельности, но при этом учитывать особенности развития других ее видов); соответствие предметной среды возможностям ребенка, т. е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л. С. Выготский); соответствие предметной среды возможностям ребенка, т. е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л. С. Выготский); соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка, т. е. содержать как консервативные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н. Н. Поддъяков); соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка, т. е. содержать как консервативные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н. Н. Поддъяков); предметная среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении. предметная среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении.