Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 г. Комсомольск-на-Амуре Портфолио класса как способ развития ученического коллектива Титаренко Лариса Борисовна учитель физики
Важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств.
Воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника.
«Коллектив» (от лат. collective – собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.
«Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище». (А.С. Макаренко)
Признаки ученического коллектива первыйвторой третий
Первый признак: совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива
Второй признак: совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей
Третий признак: наличие в нем отношений ответственной зависимости в коллективах школы имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость школьников в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии учителя.
Портфолио - перспективная форма представления коллективной направленности достижений конкретного класса, подборка, коллекция работ, демонстрирующих какие- либо достижения классного коллектива и его руководителя.
Достижение (achievement) приобретение социального положения либо статуса благодаря личным усилиям в открытом соревновании с другими, например, в исследованиях.
Цель – оценить учебную и внеучебную деятельность классного коллектива и отразить реальные достижения класса, предоставить отчёт по учебно-воспитательному процессу через «картину» значимых результатов в целом классе.
Задачи: Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников. Поощрять и активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения. Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. Последить прогресс в развитии классного коллектива, достигнутый в процессе воспитательной работы.
Структура портфолио: (1 вариант) Портфолио классов состоит из титульного листа и 7 разделов. Титульный лист. 1 раздел – презентация класса «Кто мы?» ( общие сведения). 2 раздел – Наши учебные достижения. 3 раздел - Творческие достижения класса. 4 раздел – Наши спортивные достижения. 5 раздел – Гордость класса. 6 раздел – Официальные документы. 7 раздел – Отзывы и рекомендации. Также возможно представление фотографий с различных классных, школьных мероприятий.
Структура портфолио: (2 вариант) Титульный лист (обложка); Содержание (оглавление); I раздел «Наш портрет» содержит сведения о классе, владельце Портфолио. Данный раздел включает в себя: информация о классе, количественный состав, цели и задачи класса, интересы учащихся класса; гордость класса (представлены учащиеся и их достижения, которые вошли в общую копилку классного коллектива). результаты различных диагностик классного коллектива.
II раздел «Портфолио документов» включает в себя комплект сертифицированных (документированных) образовательных достижений класса. В этом разделе помещаются: перечень представленных в Портфолио официальных документов; все имеющиеся сертифицированные документы, подтверждающие определенные достижения класса в различных видах деятельности.
III раздел «Портфолио работ» содержит комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ обучающихся данного класса. «Портфолио работ» может включать в себя: перечень представленных учащихся проектных, исследовательских, творческих работ; доклады и рефераты учащихся; проектные работы учащихся; исследовательские работы учащихся; результаты технического творчества учащихся; статьи обучающихся из журналов и газет, издаваемых в школе и вне ее; сочинения обучающегося; работы по искусству.
IV раздел «Портфолио отзывов» содержит характеристики отношения учащихся к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами дополнительного образования, учащимися класса, их родителями. «Портфолио отзывов» может включать в себя: перечень представленных отзывов и рекомендаций; заключение о качестве выполненной работы; рецензии; резюме с оценкой собственных достижений; рекомендательные письма; благодарственные письма из различных органов и организаций.