Бурилло Татьяна Николаевна, заведующая методическим отделом ДДЮТ Оборина Наталья Анатольевна, методист ДДЮТ Его Величество ИОМ (Индивидуальный образовательный маршрут)
Реалии и требования дня: В документах, посвященных модернизации российского образования, в инициативе «Наша новая школа», ясно выражена Мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях, и ндивидуализации образования.
Индивидуализация прежде всего Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации Авторы: С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.
«Индивидуальная образовательная траектория» понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладает более широким значением и предполагает несколько направлений реализации: содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностное (специальные педагогические технологии); процессуальное (организационный аспект).
А в чём Величие ИОМ? Каждый маршрут отражает постепенный личностный рост ребенка, учитывает индивидуальные особенности обучения и развития, расширяет информационное поле, способствует развитию практических умений и навыков, увеличивает спектр видов деятельности, содействует эффективной социализации ребёнка в образовательной среде. Маршрут является одной из современных образовательных технологий.
Прежде создать необходимые условия: обеспечить многообразие видов деятельности и образовательных программ различных направленностей, изучить интересы, потребности и способности детей, предоставить ребенку свободу выбора вида деятельности в соответствии со своими интересами, создать материально-технические условия. Обеспечить готовность педагогов к разработке и реализации маршрутов: сформировать банк методических материалов, провести семинарские занятия, разработать систему материального стимулирования результативности деятельности педагогических кадров, разработать систему мониторинга, создать и апробировать форму индивидуальной карточки учета результатов обучения по дополнительным образовательным программам ( домашнее задание)
Технология разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов: Педагог, на основе личных наблюдений, анкетирования обучающегося, анализирует индивидуальные особенности ребенка; стиль его межличностного общения, качественную динамику обучения, образовательные предпочтения, проектирует возможную направленность его иом и прогнозирует темп и результаты его реализации. Таким образом, педагог в первом приближении разрабатывает собственную версию ИОМ для обучающегося на основе диагностики.
Методики диагностики уровня развития способностей Методика использования личной карточки одаренного ребенка Карта одаренности (методика, разработанная в США) Характеристика ребенка Анкета для родителей Пожелания воспитанника
Определение времени, которое должен затратить воспитанник на освоение базовой и специальной программы В процессе организованной серии индивидуальных бесед или групповых обсуждений педагог, совместно с ребенком, обсуждает его возможности и перспективы построения ИОМ, мотивируя обучающегося на формулирование его собственного видения пути индивидуального развития, сроков освоения программы.
Разработка содержания и учебно- тематического плана Педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой образовательной программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.
Определение форм, занятий, приемов и методов, форм определения итогов Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт, характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках ИОМ.
Важна команда! Педагог координирует работу других включенных специалистов, что позволяет осуществлять совместную корректировку индивидуальных образовательных маршрутов.
Чтобы чувствовал Вашу заботу и внимание! Педагог создает условия для мотивации и коррекции продвижения ребенка по ИОМ ( через микрогрупповые и индивидуальные консультации, дискуссии для обучающихся и родителей, данные промежуточной диагностики, анализ участия в конкурсах). При этом анализируются существующие проблемы обучающихся.
И самое приятное! Педагог совместно с обучающимися организует презентацию результатов реализации ИОМ и рефлексию процесса в целом в разнообразных формах (от индивидуального общения, микрогрупповых обсуждений, до массовых шоу-технологий, конференций, выставок и т.д.).
Схема самоанализа воспитанника, обучающегося по ИОМ. Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?) Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?) Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?)
Информационные ресурсы Абанкина, Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в гг./ Т.В. Абанкина //Вопросы образования С Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е. Александрова //Воспитательная работа в школе С Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование С Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Англии и России / А. Зоткин, Н. Муха //Школьные технологии С Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист» С.4-7.
У нас всё получится! Спасибо за внимание.