Учитель информатики МОУ «СОШ 56» Кучаева Юлия Юрьевна
Проблема развития информатизации школы представляется проблемой Интеграции ИКТ в учебный процесс.
Интеграция ИКТ является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.
ИНТЕГРАЦИЯ (лат. Integratio- восстановление-восполнение) процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Главная цель интеграции создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения.
Интеграция ИКТ открывает следующие возможности для образовательного процесса: эффективный свободный доступ к самой разнообразной информации; возможности использовать различные источники информации;
возможности повышения квалификации через Internet;
использование компьютера как средства для подготовки, печати, и поиска информации; возможность моделирования для проведения эксперимента;
отработка определенных навыков и умений; контроль знаний; организация исследовательской деятельности обучающихся;
повышение мотивации обучения; увлекательное объяснение нового материала; визуализация.
Проблему интеграции ИКТ в учебный процесс следует решать через создание единой информационной среды (ЕИС) школы.
Особенности формирования ЕИС: совместное всестороннее развитие учащихся и учителей; согласование темпов и уровней развития всех участников образовательного процесса; междисциплинарные модели общеобразовательных уроков с использованием средств ИКТ; формирование навыков использования средств ИКТ учащимися и учителями для подготовки молодого поколения к постоянно меняющимся условиям труда; обеспечение выбора «образовательной траектории»; организация внеклассной и воспитательной работы с ИКТ; единство управления и самоорганизации использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе школы; усиление значимости информатики - базового учебного предмета в условиях информатизации образования.
Для повышения компетентности участников образовательного процесса по вопросам эффективного внедрения ИКТ в преподавание предметов учебного плана с использованием образовательных ресурсов Интернета следует: 1) Осуществить разработку и внедрение необходимых условий, включающих стимулирование учителей-предметников к освоению ИКТ; 2) Обобщить и систематизировать методический опыт использования ИКТ и образовательных ресурсов Интернета. 3) Построение дидактических моделей, освоение и использование новых обучающих средств, новых образовательных программ должно быть основой программы повышения квалификации преподавателей в области ИКТ.
Интегрированный подход не только учит, но и воспитывает качества: эмоционально-положительную направленность на практическую деятельность; бережное отношение к технике, информации; этическое отношение к результату чужого труда; стремление к самоутверждению через освоение компьютерных технологий; личная ответственность за результаты работы (личные и в группе).
Направления деятельности учителя-предметника: 1)информатизация учебно-воспитательного процесса в начальной, основной и старшей школе; 2)повышение уровня использования средств ИКТ учителями-предметниками в процессе обучения на базе школы; 3)проектная деятельность как средство развития творческой активности; 4)создание авторских разработок с использованием средств ИКТ в учебном предмете, выполненных с учетом специфики конкретного учебного заведения, постоянно дополняющихся и модернизирующихся в соответствии с требованиями национального проекта «Образование».
Направления деятельности учителя информатики: 1)формирование у учащихся навыков, универсальных способов деятельности на основе средств ИКТ; 2)создание программ и методических подходов преподавания информатики в школе; 3)участие в формировании образовательной среды школы, интеграция информационных ресурсов; 4)повышение уровня информационной культуры учителей информатики в системе непрерывного образования, участие в конференциях, выставках; 5)организация уроков и семинаров в школе на базе средств ИКТ; 6) разработка и поддержка школьного сайта; 7)обеспечение доступа учителей - предметников к компьютерному классу для проведения занятий и подготовки материалов к уроку во внеучебное время.
Рекомендации преподавателям: Рекомендации преподавателям: Участвовать в научно-исследовательской работе, пропагандировать возможности ИКТ среди преподавателей других предметов. Использовать в учебно-воспитательной работе все возможности доступа к ИКТ. Использовать в обучении преимущества современных ИКТ. Расширить спектр исследований в области использования ИКТ в учебном процессе профильных и специальных учебных заведений.