Реализация комплексного проекта модернизации образования в Новосибирской области Иванов В.В., руководитель департамента образования Новосибирской области
Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области 1 Введение системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей 2 Переход на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений 4 Расширение общественного участия в управлении образованием 3 Развитие региональной системы оценки качества образования 5 Развитие сети общеобразовательных учреждений области: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства
обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования области; сделать систему образования открытой, создать условия для активного, заинтересованного участия общественности в его развитии; сформировать реальный приоритет образования в области. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области Цели проекта:
Нормативно-подушевое финансирование и новая система оплаты труда
Переход на нормативное подушевое финансирование ООУ (НПФ) Подходы: Утверждение ежегодноУтверждение ежегодно размеров нормативов в абсолютной величине. Определение объёма финансирования ООУ, исходя из нормативов финансирования. Минимизация коэффициентоввыравнивание величиныМинимизация количества повышающих коэффициентов, выравнивание величины норматива для учреждений, работающих в принципиально одинаковых условиях. Подходы: Утверждение ежегодноУтверждение ежегодно размеров нормативов в абсолютной величине. Определение объёма финансирования ООУ, исходя из нормативов финансирования. Минимизация коэффициентоввыравнивание величиныМинимизация количества повышающих коэффициентов, выравнивание величины норматива для учреждений, работающих в принципиально одинаковых условиях.
Переход на нормативное подушевое финансирование ООУ (НПФ) Подходы: как суммы субвенций конкретным образовательным учреждениямОпределение размера субвенций, предоставляемых из областного бюджета местному бюджету, как суммы субвенций конкретным образовательным учреждениям, расположенным на территории данного муниципального района (округа). Прямое доведение средствПрямое доведение средств, рассчитанных по нормативам, до каждого общеобразовательного учреждения. Подходы: как суммы субвенций конкретным образовательным учреждениямОпределение размера субвенций, предоставляемых из областного бюджета местному бюджету, как суммы субвенций конкретным образовательным учреждениям, расположенным на территории данного муниципального района (округа). Прямое доведение средствПрямое доведение средств, рассчитанных по нормативам, до каждого общеобразовательного учреждения.
Рост норматива бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося, (руб.)
Доля учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования обязательство
Переход на нормативное подушевое финансирование ОУ (НПФ) (исполнение обязательств) NНаименование показателя Запланиров анн-ое значение на 2008 год Фактически достигнутое значение по состоянию на Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа муниципальных образований в субъекте РФ 70.0%100.0% 2.2 Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа общеобразовательных учреждений в субъекте РФ 80.0%100.0% 2.3 Доля общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно от общего числа общеобразовательных учреждений 100.%100.0% Относительное (к 2006 году) повышение величины нормативов подушевого финансирования для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в городской местности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта РФ 30.0%37.61% Относительное (к 2006 году) повышение величины нормативов подушевого финансирования для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта РФ 30.0%37.37% 2.5 Фактическая доля учебных расходов в общем объеме бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений на зарплату учителей и учебные расходы в среднем по региону 7.0%
10 Совершенствование экономических механизмов в сфере образования Нормативное финансирование Установлен на региональном уровне норматив бюджетного финансирования в расчёте на одного обучающегося (в абсолютной величине) Установлен на региональном уровне норматив бюджетного финансирования в расчёте на одного обучающегося (в абсолютной величине) Определены объёмы финансирования ОУ, исходя из нормативов финансирования Определены объёмы финансирования ОУ, исходя из нормативов финансирования Средства доводятся до каждого общеобразовательного учреждения Средства доводятся до каждого общеобразовательного учреждения Обеспечена прозрачность процедур распределения бюджетных средств Эффективное самостоятельное хозяйствование и оптимизация расходов Эффективное самостоятельное хозяйствование и оптимизация расходов
Введение новой системы оплаты труда
НСОТНСОТ Основные подходы новой системы оплаты труда (НСОТ) Отказ от единой тарифной сетки и изменение структуры з/платы, увеличение и эффективное использование стимулирующей части фонда оплаты труда Установление зависимости величины зарплаты педагогов, руководителей от результатов и качества труда Расширение самостоятельности образовательных учреждений в распределении фонда оплаты труда Создание условий для обеспечения в образовательных учреждениях оптимальной наполняемости классов, снижения неэффективной учебной нагрузки обучающихся Расширение участия общественности в оценке труда учителя
Введение отраслевой системы оплаты труда Основные задачи: Создать у руководителей и коллективов ООУ мотивацию и экономические стимулы к сокращению избыточного персонала. Обеспечить условия для оптимальной наполняемости классов в ООУ, снижения неэффективной учебной нагрузки обучающихся. Установить зависимость величины заработной платы педагогов, руководителей от результатов и качества труда. Повысить уровень заработной платы педагогов. Основные задачи: Создать у руководителей и коллективов ООУ мотивацию и экономические стимулы к сокращению избыточного персонала. Обеспечить условия для оптимальной наполняемости классов в ООУ, снижения неэффективной учебной нагрузки обучающихся. Установить зависимость величины заработной платы педагогов, руководителей от результатов и качества труда. Повысить уровень заработной платы педагогов.
Действия: Введение отраслевой системы оплаты труда обучение работников образованиямасштабное обучение работников образования по вопросам перехода на нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда; увеличение размера пособияувеличение размера пособия при выходе работников образования на пенсию; переход на новую систему оплаты труда черезапробациюпереход на новую систему оплаты труда не административным способом, а через апробацию и показ реальных результатов при введении новой системы оплаты труда; выборе модели перехода на новую систему оплаты трудабольшая самостоятельность образовательного учреждения при выборе модели перехода на новую систему оплаты труда, в том числе в части установления соотношений между различными частями фонда оплаты труда, определения видов и размеров коэффициентов и фиксированных надбавок. обучение работников образованиямасштабное обучение работников образования по вопросам перехода на нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда; увеличение размера пособияувеличение размера пособия при выходе работников образования на пенсию; переход на новую систему оплаты труда черезапробациюпереход на новую систему оплаты труда не административным способом, а через апробацию и показ реальных результатов при введении новой системы оплаты труда; выборе модели перехода на новую систему оплаты трудабольшая самостоятельность образовательного учреждения при выборе модели перехода на новую систему оплаты труда, в том числе в части установления соотношений между различными частями фонда оплаты труда, определения видов и размеров коэффициентов и фиксированных надбавок.
Динамика роста средней заработной платы педагогов и учителей образовательных учреждений с начала внедрения НСОТ (руб.)
Введение НСОТ 66,08% По отношению к уровню 2006 года средний рост заработной платы учителей составил 66,08%. 80 и более процентов Заработная плата учителей, достигающих высоких показателей в обеспечении качества образования, выросла на 80 и более процентов.
Необходимый минимальный размер месячной оплаты труда учителя, достаточный для стимулирования творческого роста (по результатам социологического опроса):
Изменилось ли реальное положение дел в Вашей школе с введением новой системы оплаты труда? (по результатам социологического опроса) 1.Учителю стало понятно, за что он может получать надбавку к заработной плате 88% 2.Появился стимул к совершенствованию профессионального мастерства учителя 81% 3.Появилась возможность для включения большего числа учителей в экспериментальную, инновационную деятельность 69% 4.Значительно повысилась зарплата лучших учителей 63% 5.Управляющий совет школы (другой коллегиальный орган), в пределах своей компетентности, стал активнее включаться в распределение стимулирующих надбавок учителям 63% 6.Повысились требования к учителю со стороны администрации и родителей по организации образовательного процесса в школе 81% 7.Увеличилась ответственность учителя за результаты работы 69% 8.Повысилась степень доверия к школе, уровень удовлетворенности родителей 56%
Введение новой системы оплаты труда учителей (НСОТ) (исполнение обязательств) NНаименование показателя Запланирован ное значение на 2008 год Фактически достигнутое значение по состоянию на aСтепень реализации принципов НСОТ -13 из Рост номинального значения средней зарплаты учителя за счет введения НСОТ по отношению к уровню 2006 года (по образовательным учреждениям, перешедшим на НСОТ) 40.0 %66.08 % 1.3 Фактическая доля оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в среднем по субъекту РФ 68.0 %68.07 % 1.4 Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения в которых перешли на НСОТ 60.0 %100.0 % 1.5 Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, которые перешли на НСОТ, от общего числа государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в субъекте РФ 60.0 %100.0 %
Влияние новых экономических механизмов на решение задач обеспечения качественного образования конкурентной среды Появление конкурентной среды на рынке образовательных услуг, стимулирующей рост их качества конкурентной среды Появление конкурентной среды на рынке образовательных услуг, стимулирующей рост их качества муниципальной сети образовательных Развитие муниципальной сети образовательных учреждений учреждений, ее оптимизация муниципальной сети образовательных Развитие муниципальной сети образовательных учреждений учреждений, ее оптимизация прозрачности бюджетного процесса Повышение прозрачности бюджетного процесса и финансовой деятельности финансовой деятельности образовательных учреждений прозрачности бюджетного процесса Повышение прозрачности бюджетного процесса и финансовой деятельности финансовой деятельности образовательных учреждений финансовой самостоятельности Повышение финансовой самостоятельности образовательных учреждений финансовой самостоятельности Повышение финансовой самостоятельности образовательных учреждений бюджетной обеспеченности Выравнивание бюджетной обеспеченности районов и школ бюджетной обеспеченности Выравнивание бюджетной обеспеченности районов и школ
эффективности использования средств Повышение эффективности использования средств, направляемых в образование эффективности использования средств Повышение эффективности использования средств, направляемых в образование Оптимизация, концентрация образовательных ресурсов ресурсов внутри образовательных учреждений Оптимизация, концентрация образовательных ресурсов ресурсов внутри образовательных учреждений учебно-материальной базы и Укрепление учебно-материальной базы и организационной структуры организационной структуры качественного образования учебно-материальной базы и Укрепление учебно-материальной базы и организационной структуры организационной структуры качественного образования Дифференциация оплаты труда Дифференциация оплаты труда в зависимости от качества и результатов работы Дифференциация оплаты труда Дифференциация оплаты труда в зависимости от качества и результатов работы Влияние новых экономических механизмов на решение задач обеспечения качественного образования
Переход на НСОТ и НПФ учреждений всех видов и типов С Дошкольные образовательные учреждения Дошкольные образовательные учреждения С Система НПО и СПО Октябрь 2008 года Рекомендации учреждениям дополнительного образования Рекомендации учреждениям дополнительного образования
Развитие региональной системы оценки качества образования
Развитие региональной системы оценки качества образования (СОКО) NНаименование показателя Запланирова нное значение на 2008 год Фактически достигнутое значение по состоянию на Количество учебных предметов, по которым выпускникам XI (XII) классов общеобразовательных учреждений предоставляется возможность прохождения государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ 13 ед. 3.3 Доля выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ 100.0%33.9% 3.4 Доля выпускников общеобразовательных учреждений, сдающих ЕГЭ по трем и более учебным предметам 30.0%12.0% 3.5 Доля выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике по новой форме 30.0%1.33%
Показатели обновления системы оценки качества образования 1. Внедрение элементов общественного участия в управлении качеством образования. 2. Внедрение независимых форм оценки качества образования. 3. Создание школьных систем оценки качества образования. 4. Обеспечение открытости системы образования перед обществом.
Развитие сети общеобразовательных учреждений региона
Развитие сети общеобразовательных учреждений Новосибирской области Развитие сети общеобразовательных учреждений Новосибирской области Подходы: перевод малочисленных общеобразовательных учреждений в структурные подразделения основных или средних общеобразовательных школ; создание базовых образовательных учреждений для увеличения наполняемости классов на 2-й и 3-й ступенях, обеспечивающих доступ к качественным образовательным услугам за счет подвоза обучающихся; реорганизация малочисленных средних общеобразовательных школ в основные общеобразовательные школы; Подходы: перевод малочисленных общеобразовательных учреждений в структурные подразделения основных или средних общеобразовательных школ; создание базовых образовательных учреждений для увеличения наполняемости классов на 2-й и 3-й ступенях, обеспечивающих доступ к качественным образовательным услугам за счет подвоза обучающихся; реорганизация малочисленных средних общеобразовательных школ в основные общеобразовательные школы;
Подходы: планирование профильного обучения на основе консолидированного заказа и увеличение на этой основе в общеобразовательных учреждениях городской местности наполняемости классов 3-й ступени образования; создание и развитие общеобразовательных учреждений 3-й ступени; организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений внутри школьных округов и учреждений различных ведомств. Подходы: планирование профильного обучения на основе консолидированного заказа и увеличение на этой основе в общеобразовательных учреждениях городской местности наполняемости классов 3-й ступени образования; создание и развитие общеобразовательных учреждений 3-й ступени; организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений внутри школьных округов и учреждений различных ведомств. Развитие сети общеобразовательных учреждений Новосибирской области Развитие сети общеобразовательных учреждений Новосибирской области
Основные модели реструктуризации сети ОУ Базовая школа с сетью филиалов Базовая школа с сетью филиалов Опорная школа по направлениям деятельности Опорная школа по направлениям деятельности ОУ, интегрирующее в себе ДОУ и ОУ ОУ, интегрирующее в себе ДОУ и ОУ Социо-культурный комплекс Сетевое взаимодействие образовательных учреждений Сетевое взаимодействие образовательных учреждений Межшкольный методический центр
По решению учредителей общеобразовательных учреждений во всех муниципальных районах и городских округах 291 базовая школа Новосибирской области создана 291 базовая школа. 103 базовых школах В 103 базовых школах организовано профильное обучение. 93 опорных школ В Новосибирской области 93 опорных школ по инновационной деятельности. По решению учредителей общеобразовательных учреждений во всех муниципальных районах и городских округах 291 базовая школа Новосибирской области создана 291 базовая школа. 103 базовых школах В 103 базовых школах организовано профильное обучение. 93 опорных школ В Новосибирской области 93 опорных школ по инновационной деятельности.
Проблемы и задачи: 1. Повышение средней наполняемости классов в Новосибирской области
Проблемы и задачи: 1. Повышение средней наполняемости классов в Новосибирской области 2. Обеспечение транспортной доступности образовательных услуг
Проблемы и задачи: 1. Повышение средней наполняемости классов в Новосибирской области. 2. Обеспечение транспортной доступности образовательных услуг. 3. Разработка нормативно-правовых и финансовых механизмов сетевого взаимодействия образовательных учреждений. 4. Корректировка программ развития сети.
Развитие сети общеобразовательных учреждений региона NНаименование показателя Запланирован ное значение на 2008 год Фактически достигнутое значение по состоянию на Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности 24.3 чел че л. 4.3 Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности 11.0 чел чел. 4.4 Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одно общеобразовательное учреждение, имеющее старшую ступень 60.0 чел че л.
Расширение общественного участия в управлении образованием
Структура органов, осуществляющих государственно-общественное управление образованием: Совет по вопросам развития образования при Губернаторе Новосибирской области Совет по вопросам развития образования при Губернаторе Новосибирской области Муниципальные административно-общественные советы по образованию Муниципальные административно-общественные советы по образованию Общественные Советы в образовательных учреждениях Общественные Советы в образовательных учреждениях
Доля общеобразовательных учреждений, в которых создан и действует орган государственно- общественного управления (совет) составляет 99,8%.
Система публичной отчетности 95,14%
Электронная приемная Департамента образования НСО 230 обращений
Расширение общественного участия в управлении образованием NНаименование показателя Запланиро ванное значение на 2008 год Фактически достигнутое значение по состоянию на Доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган государственно-общественного управления (совет), обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения 80.0%100.0% 5.2 Доля муниципальных образований, имеющих орган государственно-общественного управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений 90.0%100.0% 5.3 Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово- хозяйственной деятельности 90.0%95.14% 5.4 Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет 60.0%99.16% 5.5 Доля пунктов проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели 50.0%58.0% 5.6 Доля общеобразовательных учреждений, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты (от числа всех общеобразовательных учреждений, проходивших лицензирование, аккредитацию за отчетный период) 90.0%97.0%
Ваше мнение относительно участия родителей в планировании и организации образовательного процесса в Вашей школе (по результатам социологического опроса) 1.В Вашей школе существует практика обращения родителей к педагогическому коллективу для удовлетворения тех или иных запросов в обучении и воспитании их детей 63% 2.Родители учеников Вашей школы осведомлены через Управляющий совет (или другой коллегиальный орган управления) о системе общественного участия по распределению фонда стимулирующих выплат 81% 3.Инициативы по изменению образовательного процесса в школе, введению более продуктивных способов обучения часто исходят от родителей 38% 4.При организации воспитательной работы в школе учитываются самобытные особенности семей учащихся 56% 5.Реализуются совместные социальные проекты с включением в их разработку и реализацию учеников, учителей и родителей 50%
Направления расходования средств КПМО
Системные изменения, выявленные в результате реализации основных направлений комплексного проекта модернизации образования, в Новосибирской области
Системные изменения: модель новой региональной образовательной политики Формируется модель новой региональной образовательной политики; новые подходы в экономике образования Реализуются новые подходы в экономике образования, обеспечивающие повышение эффективности деятельности образовательных учреждений и заинтересованности учителей в результатах своего труда;
Создаются условия, обеспечивающие возможность обучения детей Создаются условия, обеспечивающие возможность обучения детей в условиях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям и у учителей, обеспечивающих современное качество образования новые управленческие подходы Внедряются новые управленческие подходы, направленные на повышение эффективности системы образования на всех уровнях; программы развития сетей общеобразовательных учреждений Во всех районах области реализуются долгосрочные программы развития сетей общеобразовательных учреждений; Системные изменения:
Происходит рост социального статуса учителя Происходит рост социального статуса учителя и его общественного признания. Формируется новая система оценки качества образования Формируется новая система оценки качества образования; новое представление о качестве образования на основе его открытой, прозрачной, критериальной внешней оценки; Формируется система государственно – общественного управления Формируется система государственно – общественного управления образованием на всех уровнях; Системные изменения:
Данные системы электронного мониторинга по результатам реализации КПМО
Выполнение обязательств регионами по реализации КПМО (на ). НПФ
Выполнение обязательств регионами по реализации КПМО (на ). НСОТ
Выполнение обязательств регионами по реализации КПМО (на ). РСОКО
Выполнение обязательств регионами по реализации КПМО (на ). Развитие сети
Выполнение обязательств регионами по реализации КПМО (на ). Общественное участие в управлении образованием
Общий рейтинг регионов по выполнению обязательств КПМО
Спасибо за внимание!