Влияние гражданских институтов на распределение стимулирующей части фонда оплаты труда учителя Якутск, 26 октября 2007
Согласны ли вы? (данные Совета по науке и образования при Президенте РФ, сентябрь-05) 1500 респондентов в 100 населенных пунктах 44 регионов Знания (школа как институт передачи знаний) – 57% Хорошие, квалифицированные учителя (34%), хорошее образование, крепкие знания (19%), Специальные знания, подготовка к вузу (3%) Социальный опыт ( школа как институт формирования личности - 41%) Внимательное отношение к детям (12%), дисциплина и порядок (7%), хорошая воспитательная работа (4%), интерес к учебе (4%), организация досуга и развитие школьников (4%), отношения между учителями и учениками (3%), организация учебного процесса (3%), психологическая обстановка в школе (3%). Школьная повседневность ( школа как инфраструктура - 31%) Материально-техническая оснащенность (14%), благоустроенность, чистота помещений (6%), минимум денежных затрат родителей (5%), хорошее питание школьников (4%), достойная зарплата учителей (2%)
КПМО: подходы к смыслам Просвещение или образование? Сокровище или капитал? Человеческий капитал как самовозрастающий ресурс Качество образования, его заказчики и оценщики: * государство * общество (а также этно- и социокультурные сообщества) * личность * рынок труда
Качество образования глазами государства (госзаказ) владение гражданами государственным языком включенность граждан в единый исторический, социально-экономический и культурный контекст приверженность граждан политическим ценностям, развитость у них соответствующих качеств (способность и готовность к их отстаиванию и защите и т.д.) создание благоприятных стартовых условий (психосоматических, социальных, интеллектуальных, культурных и т.д.) для становления самореализующихся и конкурентоспособных граждан модернизация традиционных обществ через включение их юных членов в становление информационного общества место и роль государственного (общенационального) стандарта
Качество образования глазами общества (гражданский заказ) способность к сохранению, воспроизводству и развитию системы духовных и материальных ценностей, особенно представляющих собою наследие и достояние способность к «горизонтальному» диалогу (межкультурному, межъязыковому, социальному и т.д.) в интересах укрепления гражданского мира, сотрудничества и развития обогащение содержания образования включением в него возможностей для формирования практического социального, социокультурного и социально-экономического опыта учащихся нацеленность на формирование и развитие гражданского общества реализация образовательных программ, адекватных потребностям территориального сообщества подключение детей к открытой образовательной сети
Качество образования глазами личности (персональный заказ) Приобретение способности к развитию качеств, необходимых для максимально полного раскрытия индивидуальных способностей и их продуктивного использования (образование и самообразование в течение всей жизни, ответственное целеполагание, реализация принципа «himselfmade man») Принцип LLL (lifelong learning) Принцип LLL (lifelong learning) Человек есть цель и средство самого себя
Компетентность – «единица измерения» качества образования competens, competentis – действующие лица (т.е.характеры), соответствующие реальной обстановке пьесы Competо – вместe добиваться, стремиться; быть годным, способным; соответствовать, подходить Competitio – законная претензия, требование; соревнование Компетентный гражданин; компетентный работник
Образовательная программа: есть документ, фиксирующий способы организации и управления процессом образования в соответствии с государственным стандартом и гражданским заказом; разрабатывается совместно его администрацией, педагогическим коллективом и общественным советом школы. фиксирует цели, содержание и планируемые результаты работы образовательного учреждения по формированию у учащихся ключевых видов деятельности (компетентностей). утверждается директором школы и председателем школьного совета и является формой общественного договора между представляемыми ими институтами. выступает основой для принятия решений относительного вклада, внесенного каждым учителем в ее реализацию является содержательной базой публичного отчета директора школы
Источники образовательной программы Государственный образовательный стандарт (учебные виды деятельности, составляющие учебно- образовательную часть ОП); У твержденный на региональном уровне избыточный перечень компетентностей, востребованных развитием его человеческого капитала; «Гражданский заказ» на условия и гарантии формирования надучебных компетентностей, признанных местным сообществом особо актуальными для своих детей
Доклад директора школьному совету Формат доклада Обсуждение обоснованности внесенных предложений по кандидатурам учителей Принятие решения об издании приказа о начислении заработной платы