Е.П. Круподерова (г. Нижний Новгород) Использованы материалы мастерской О.Ф. Брыксиной (г. Самара)
Отличительные особенности ФГОС2 Признание воспитательной компоненты как основополагающей в формировании личности школьника и его успешной социализации. Эта задача сегодня признана государством в качестве приоритетной, что отражено в Концепции духовно- нравственного воспитания и развития личности.
3 Требования к структуре ООПТребования к условиям реализации ООПТребования к результатам освоения ООП Отличительные особенности ФГОС2
4 Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Требования к результатам освоения ООП
Отличительные особенности ФГОС2 Требования к результатам: Личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, система ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции и др.; Метапредметные - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками Предметные - освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета и др.
Отличительные особенности ФГОС2 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Ожидаемые результаты обучения в проекте «Один из тысячи путей» Один из тысячи путей
Учебный проект «Школьный музей»
10 Чему и как учиться и учить в XXIвеке? Формирование и оценивание метапредметных результатов школьников в ходе проектной деятельности
11 ОценкаСинтезАнализПрименениеПониманиеЗнание Таксономия Бенджамина Блума, 1956 г. Знакомство с ФГОС (МПР) Классификация МПР Соотносим этапы ПД и МПР Анализ деятельности с позиции формирования МПР Проектирование заданий Оценивание МПР
12 ОценкаСинтезАнализПрименениеПониманиеЗнание Таксономия Бенджамина Блума, 1956 г. Обсуждаемые вопросы Знакомство с ФГОС (МПР) Классификация МПР Соотносим этапы ПД и МПР Анализ деятельности с позиции формирования МПР Проектирование заданий Оценивание МПР
Метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. 13
14 ОценкаСинтезАнализПрименениеПониманиеЗнание Таксономия Бенджамина Блума, 1956 г. Знакомство с ФГОС (МПР) Классификация МПР Соотносим этапы ПД и МПР Анализ деятельности с позиции формирования МПР Проектирование заданий Оценивание МПР
15 Классифицируем МПР Мозговой штурм… Классифицируем МПР
16 Приобретение и интеграция знаний Сотрудничество и коммуникация Целеполагание и планирование Личностный смысл и рефлексия Специфичные для XXI века Классифицируем МПР Мозговой штурм…
17 Приобретение и интеграция знаний М6, М7, М8 Сотрудничество и коммуникация М9, М10 Целеполагание и планирование М1, М2 Саморегуляция и рефлексия М3, М4, М5 Специфичные для XXI века М11, М12 Классифицируем МПР Мозговой штурм…
18 Соотносим личностные и МПР с умениями и качествами человека XXI века Умения и качества человека XXI векаМетапредметные и личностные результаты Ответственность и адаптивность Коммуникативные умения Креативность и любознательность Критическое и системное мышление Умение работать и информацией и медиасредствами Межличностное взаимодействие и сотрудничество Умение ставить и решать проблемы Направленность на саморазвитие Социальная ответственность Мозговой штурм…
19 Соотносим личностные и МПР с умениями и качествами человека XXI века Умения и качества человека XXI векаМетапредметные и личностные результаты Ответственность и адаптивность Л2 Коммуникативные умения Л7, М10 Креативность и любознательность М1 Критическое и системное мышление М4, М6, М7, М8, Умение работать и информацией и медиасредствами М11 Межличностное взаимодействие и сотрудничество М9 Умение ставить и решать проблемы М1, М2, М3 Направленность на саморазвитие М1, М2 Социальная ответственность Л5, Л9, М12 Мозговой штурм…
20 ОценкаСинтезАнализПрименениеПониманиеЗнание Таксономия Бенджамина Блума, 1956 г. Знакомство с ФГОС (МПР) Классификация МПР Соотносим этапы ПД и МПР Анализ деятельности с позиции формирования МПР Проектирование заданий Оценивание МПР
21 Соотносим этапы проектной деятельности и МПР Основные этапы проектной деятельности Метапредметные результаты Выбор темы проекта, анализ проблемы Постановка цели исследования Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий и выбор способов решения проблемы Составление плана работы, распределение обязанностей Сбор и изучение информации Определение формы продукта и требований к продукту Выполнение исследования Представление результатов проекта Анализ результатов проведенного исследования
22 Соотносим этапы проектной деятельности и МПР Основные этапы проектной деятельности Метапредметные результаты Выбор темы проекта, анализ проблемы М1 Постановка цели исследования М1 Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий и выбор способов решения проблемы М2, М3 Составление плана работы, распределение обязанностей М9 Сбор и изучение информации М6, М8, М11 Определение формы продукта и требований к продукту М7, М11 Выполнение исследования М4, М5 Представление результатов проекта М10, М11 Анализ результатов проведенного исследования М3
23 ОценкаСинтезАнализПрименениеПониманиеЗнание Таксономия Бенджамина Блума, 1956 г. Знакомство с ФГОС (МПР) Классификация МПР Соотносим этапы ПД и МПР Анализ деятельности с позиции формирования МПР Проектирование заданий Оценивание МПР
Анализ деятельности с позиции формирования МПР Деятельность школьника в ходе работы над проектом Метапредметные результаты 24 Анализ сервисов Web 2.0 в контексте формирования МПР
Деятельность школьника в ходе работы над проектом Метапредметные результаты Построение плана деятельности в виде ментальной карты Ментальная карта как результат «мозгового штурма» Построение ментальной карты в процессе ознакомительного чтения учебного материала или его повторения Ментальная карта как результат сбора и структурированного представления информации Ментальная карта как результат решения учебной задачи Ментальная карта как результат исследования проблемы Ментальная карта как продукт коллективной исследовательской деятельности школьников Анализ деятельности с позиции формирования МПР
Деятельность школьника в ходе работы над проектом Метапредметные результаты Построение плана деятельности в виде ментальной карты М2 (умение планировать пути достижения целей) Ментальная карта как результат «мозгового штурма» М9 (умение находить общее решение на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение) Построение ментальной карты в процессе ознакомительного чтения учебного материала или его повторения М8 (смысловое чтение) Ментальная карта как результат сбора и структурированного представления информации М6 (умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи) Ментальная карта как результат решения учебной задачи М7 (умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач) Ментальная карта как результат исследования проблемы М6 (умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы) Ментальная карта как продукт коллективной исследовательской деятельности школьников М9 (умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе)
27 ОценкаСинтезАнализПрименениеПониманиеЗнание Таксономия Бенджамина Блума, 1956 г. Знакомство с ФГОС (МПР) Классификация МПР Соотносим этапы ПД и МПР Анализ деятельности с позиции формирования МПР Проектирование заданий Оценивание МПР
28 Учебная задача ИКТ-сервис (средство) Метапредметный результат Учебное задание ИКТ как средство формирования метапредметных результатов Проектируем задания на формирование МПР
Проектное задание: систематизация информации, полученной на одном из этапов проекта Гений русской науки и подготовка к выступлению на уроке окружающего мира Вид деятельности учащихся: сбор, упорядочивание, обобщение, представление полученной информации. Использованный сервис: spiderscribe.netspiderscribe.net
30 ОценкаСинтезАнализПрименениеПониманиеЗнание Таксономия Бенджамина Блума, 1956 г. Знакомство с ФГОС (МПР) Классификация МПР Соотносим этапы ПД и МПР Анализ деятельности с позиции формирования МПР Проектирование заданий Оценивание МПР Оцениваем МПР
31 Метапредметный результатСтратегияМетодика Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности Стратегия выявления потребностей Фишбоун Ментальная карта интересов школьника Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Стратегия наблюдения за процессом График личностного роста ученика Оцениваем МПР
32 ОценкаСинтезАнализПрименениеПониманиеЗнание Таксономия Бенджамина Блума, 1956 г. Знакомство с ФГОС (МПР) Классификация МПР Соотносим этапы ПД и МПР Анализ деятельности с позиции формирования МПР Проектирование заданий Оценивание МПР