Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников. Учитель истории и обществознания СОШ 12 г.Обнинска, Петрова Н.Д.
Проблема оценочной функции новой школы упирается в решение трех основных вопросов: 1. С какой целью оценивать учебные успехи детей? 2. Что важно в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьников? 3. Как лучше обеспечивать объективность оценок?
Функции учителя нового типа: 1.Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся; 2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона; 3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата. 1.Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся; 2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона; 3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Знания становятся знаниями в полном смысле этого слова тогда, когда они приобретены самостоятельно. Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик. Это система оценки накопительного типа. Главная цель рейтинговой системы оценивания - влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения. Рейтинговая система оценивания реализует на практике лекционно-семинарское, модульное, проблемное, дифференцированное обучение, игровые, проектные, информационно-коммуникативные технологии на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя - рейтинга.
Этапы введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений учащихся: 1.Разработка оценочной шкалы по теме (модулю) с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником. 2.Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей. Рейтинговая оценочная шкала 1. Посещение уроков 0,5 баллов за урок 2. Ведение тетради 1 балл за урок 3. Работа на уроке до 10 баллов 4. Решение задач до 10 баллов 5. Сообщение 5 – 10 баллов 6. Реферат (исследовательская работа) 30 – 50 баллов 7. Практическая работа до 10 баллов 8. Контрольная работа до 30 баллов 9. Зачет письменный (теория) 15 – 20 баллов 10. Зачет устный 20 – 25 баллов 11. Домашняя работа 5 – 10 баллов 12. Творческий рейтинг (наглядные пособия) баллов 13. Анализ статьи 10 баллов 14. Конспект 10 баллов
Виды рейтинга: стартовый рейтинг - это определение начального уровня знаний; текущий рейтинг включает оценку работы ученика на уроках; дисциплинарный рейтинг включает текущий, промежуточный, итоговый контроль; творческий рейтинг - это самостоятельная работа ученика во внеурочное время.
Рейтинговая оценочная шкала.Вид рейтинга Вид учебной деятельности. Баллы. Вид баллов. стартовый рейтинг 1.Входное диагностирование. до 30 баллов Обязательные 2.Проверочная работа. до 10 баллов текущий рейтинг 3.Текущие ответы (устные ответы на уроке, индивидуальная работа) 1-3 балла за урок 4.Выполнение дополнительных заданий. 1-3 балла 5.Практическая работа баллов 6.Практикум. 5 баллов 7.Семинар. до 10 баллов 8.Домашняя работа (составление 1 -3 балла планов, заполнение таблиц). дисциплинарный 9. рейтинг Тематический срез, тестирование баллов 10.Контрольная работа. до 20 баллов 11.Зачетная работа. до 20 баллов Творческий. 12. Сообщение, реферат. до 10 баллов Дополни- рейтинг 13. Творческая работа 5-10 баллов тельные 14.Исследовательская работа (проект, презентация) баллов 15.Выполнение заданий повышенной 5-10 баллов сложности. 16.Участие в олимпиадах, конкурсах, баллов конференциях.
Значение рейтинговой системы для учащихся повышает гуманизацию и демократизацию процесса обучения: учащиеся сами определяют свой рейтинг, имеют возможность заработать дополнительные баллы, соревноваться в своей "весовой категории", видеть динамику своих результатов; воспитывает настойчивость, целеустремленность, волю; помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности, наклонности, укрепить чувство собственного достоинства; стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков.
Значение рейтинговой системы для учителей ее использование: повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную деятельность; улучшает дисциплину на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу; стимулирует учеников к внеклассной работе по предмету; облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики как для отдельных учеников, так и для класса в целом (подсчетом рейтинга занимаются ученики); улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам; активизирует участие учителей в учебно-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения.