Профильное обучение в контексте дифференцированного подхода к организации УВП Скобельцына Е.Г., к.п.н., директор МОУ «Лицей им. Н.И. Лобачевского при Казанском государственном университете» Вахитовского района г. Казани высшей квалификационной категории, учитель физики высшей квалификационной категории г.
Дифференцированный подход к организации обучения 1Уровень Типы общеобразовательных учреждений (приказ МОиН РТ от 15 октября 1969/09 «Об утверждении критериев показателей деятельности ОУ РТ») : начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов; гимназия; лицей
Направленность реализуемых образовательных программ Программы углубленного изучения предметов технического или естественнонаучного профиля Структура классов Кадровое обеспечение Воспитательная работа Участие и наличие призовых мест в олимпиадах Учебно-методическая работа; наличие публикаций; авторских программ, методических разработок
Общая характеристика образовательной среды лицея 1. Создание современной лицейской инфраструктуры Первый учебный корпус (ул. Рахматуллина, 2/18) находятся: - 20 учебных кабинета; - 1 кабинет информатики, оснащенный 18 компьютерами; - 2 кабинета физики; - 1 кабинет химии; - 1 кабинет биологии; - 1 типография, оснащенная современным оборудованием, приобретенным на Грант Президента РФ 2006г. и Грант Президента РТ, 2007 г.); - 1 зал информационно-коммуникационных технологий, оснащенный 12 компьютерами, мобильным кабинетом (16 ноутбуков), интерактивной доской (1), системой интерактивного голосования, системой видеоконференции, аккустической установкой, флипчартами (20), столами-трансформерами; -1 зал для работы с цифровыми образовательными ресурсами (дополнительное оборудование на долларов в 2009 г.) - 1 зал для занятий радиотехникой, астрономией, физикой в рамках деятельности детской общественной оргнизации «Космические разведчики»; - актовый зал на 135 мест; - столовая на 90 мест; - тренажерный зал; - музей «Образовательные традиции «От Мариинской гимназии до Лицея при КГУ»; - 1 медицинский кабинет (дополнительное оборудование в 2009 г. на рублей) Во втором учебном корпусе (ул. Кави Наджми, 18) 6 учебных кабинетов; 1 компьютерный класс.
2. Реализация статуса «Лицей» аккредитации, соответствующим виду ОУ «Лицей». Требуемый показатель государственной аккредитации для лицеев Фактические данные по лицею Структура классовНе менее 50% классов (« и 3-й ступеней), обеспечивающих дополнительную подготовку по предметам естественно- научного и технического профиля 7-9 классы10–11 классыВсего классов, обеспечивающих дополнительную подготовку по предметам 7А, 7В, 8А, 8В, 8М, 9А, 9С, 9М 8 – 80% 10А, 10М. 10Т, 11А, 11М1, 11М2 6– 54,5% 14 – 67% Кадровое обеспечение Уровень квалификации педагогических и руководящих работников С квалификационными категориями не менее 60% от общего числа 93%100% 96,5% Уровень квалификации директора - высшая квалификационная категория 100% Уровень квалификации заместителей директора - первая Высшая - 100% Образовательный ценз педагогических работников 7-9 классы10–11 классы Всего - 2-я ступень с высшим образованием - 80% 100% - 3-я ступень с высшим образованием - 100% 100% Информационно- техническое оснащение Уровень обеспеченности учебной литературой федерального и регионального перечней 100% Количество компьютеров на 100 обучающихся ,9 25,7 15,3
2 уровень дифференциации: профильное обучение
Организация профильного обучения Распределение учащихся по профилям обучения на ступени среднего (полного) общего образования в 2009/2010 учебном году Профили2007/ / /2010 Физико-математический Информационно-технологический 26 Химико-биологический227 Социально-гуманитарный02532 Социально-экономический Вывод: для реализации статуса ОУ «Лицей» необходимо продолжить работу по созданию классов химико- биологического и информационно-технологического профилей обучения
Нормативно-правовая база организации профильного обучения Постановления Приказ по лицею (на основании решения педагогического совета); Локальные акты, регламентирующие процесс обучения в профильных классах
Основные разделы Общие положения Содержание и организация деятельности в профильных классах Порядок комплектования профильных классов старшей ступени общего образования Финансовое обеспечение
1.Положение о профильных классах в МОУ «Лицей им. Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете» Вахитовского района г. Казани
2. Положение о приеме в профильные классы Общие положения Содержание и организация образовательного процесса Порядок комплектования профильных классов
3. Модель организации обучения в профильных классах Надо (базовый и профильный уровень) Могу выбирать (лицейский компонент) Хочу (дополнительное образование) Учебный план профильного класса Элективные курсы по выбору в составе профиля Кружки олимпиадной подготовки, творческие мастерские, элективные курсы, не предусмотренные учебным планом
4. ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСАХ ПО ВЫБОРУ Общие положения Содержание курсов по выбору Опорные вопросы для составителя программы курсов по выбору Финансирование курсов по выбору
5. Положение об элективных курсах по выбору (дополнительное образование) - Общие положения - Содержание элективных курсов по выбору - Организация работы элективных курсов по выбору - Финансирование
6. Положение о научном обществе учащихся (НОУ) Общие положения Содержание работы Права и обязанности членов НОУ
6. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ЛИЦЕЙСКОГО ТУРА ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД Общие положения Порядок организации лицейского тура предметных олимпиад Критерии оценки Порядок подведения итогов лицейских предметных олимпиад Финансирование лицейского тура предметных олимпиад
7. Положение О конференции учащихся лицея имени Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете «День науки» Общие положения Квалификационные требования к представляемым работам Порядок проведения конференции Регламент выступления и подведения итогов конференции Порядок и условия участия в конференции Финансирование
8. Положение о портфолио учащихся основной школы Основные положения Основные типы портфолио Модель портфолио Структура портфолио Параметры оценивания Ответственные Экспертная группа по портфолио
8. ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ Общие положения Задачи деятельности Направления и содержание деятельности
9. ПОЛОЖЕНИЕ О ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЕ Общие положения Задачи деятельности Направления и содержание деятельности Порядок функционирования группы Финансирвоание
3 уровень дифференциации Создание разноуровневых групп для прохождения учебных программ Класс 2008/ /2010 7Математика 8 9
4 уровень дифференциации Рейтинговая система оценки знаний Система зачетов; Система независимой экспертизы; Система анкетирования; Система олимпиад