Проектная деятельность – совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности
Цели: воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях развитие коммуникативных, исследовательских умений, умений сотрудничества развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения развитие критического мышления
Идея: Бахтин М. М. Путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления» главный аспект работы над проектом – не только как мы это делаем, а почему мы это делаем Что я лично могу сделать для решения этой проблемы Грундтвиг Н.Ф.С.
Алгоритм проектной мастерской Фаза 1. Представление темы проекта (выявление знаний детей, формирование понятий, поиск идей, проблем) – мозговой штурм Фаза 2. Избрание проблемы (что хотим узнать – задаем вопросы, формулирование проблемы и выбор главной, определение целей исследования) Фаза 3. Формулировка подтем (проблем) Фаза 4. Планирование работы (обсуждение в группах плана работы, главных вопросов и поиск информации, формы проекта)
Алгоритм проектной мастерской Фаза 5. Осуществление проекта – самостоятельная работа в группах (сбор и отбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения проблемы, оформление работы; консультирование) Фаза 6. Представление проекта (защита) Фаза 7. Оценка проекта (определение уровня знаний предмета, самооценка, выявление успехов и неудач)
Работа над проектом Общая тема Проблема Подтемы Участники Планирование Осуществление проекта Представление проекта Что я лично сам могу сделать?
Пример учебного проекта
Исследовательская деятельность в школе – важнейшее направление в реализации образовательных стандартов
Одно из направлений модернизации общего образования - деятельностный характер образования, содержание которого основывается на познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся ( см. «Сборник нормативных документов», 2004).
Исследовательская деятельность – такая форма организации учебно- воспитательной работы, которая связана с решением обучающихся творческой, исследовательской задачи в различных областях знания с заранее неизвестным результатом
Уровни исследовательского метода обучения 1-й уровень преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения; 2-й уровень преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования, допускается коллективный поиск; 3-й уровень и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником самостоятельно.
Типология творческих работ учащихся Реферативные Экспериментальные Проектные Натуралистические описательные Исследовательские
Этапы учебного исследования 1)выявление (видение) проблемы; 2)постановка (формулирование) проблемы; 3)формулирование предмета и объекта исследования, постановка цели;
Этапы учебного исследования 4) формулирование гипотезы; 5) планирование и разработка учебных действий; 6) выбор методов исследования; 7) сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); 8) проведение исследования;
Этапы учебного исследования 9) обработка результатов; 10) анализ и синтез собранных данных; сопоставление полученных данных и умозаключений; 11) проверка гипотез; 12) подготовка, написание работы; 13) структура текста; 14) публичная защита.
Этапы учебного исследования Определение исполнителей 80%* Выбор темы 80% Формулировка целей и задач 95% Работа с литературой 30% Формулировка нулевой гипотезы 100% Подбор объекта исследования Выбор методики исследования 100% Проведение исследования 5% Обработка результатов 50% Формулировка выводов 50% Написание отчёта 50% Презентация отчёта 10% * - вклад педагога-тьютора в исследовательскую деятельность учащихся
Формирование исследовательских умений и навыков класс умение под руководством педагога выбирать тему учебного исследования; формулировать цели и задачи исследования; умение определять возможные методы решения несложной проблемы; умение подбора литературы, источников, которые относятся к исследуемому вопросу; умение составления БД (базы данных); умение составления раздела «Состояние вопроса».
Формирование исследовательских умений и навыков 10 класс формулировать актуальность данного учебного исследования; проводить обзор литературы по теме исследования; умение самостоятельно выдвигать гипотезу учебного проекта или исследования; связывать темы исследования с аналогичными учебными темами школьных курсов;
10 класс умение определять возможные методы исследования; написать самостоятельно тезисы по учебному исследованию; умение защитить результаты работы на школьной конференции.
11 класс под руководством научного руководителя формируется умение находить научные и учебные подразделения, в которых проводится исследование по выбранной теме; умение написания реферата, рецензии, эссе; дипломная зашита проекта.
Особенности этапов исследования Проблема исследования (задача) – нечто неизвестное науке, что предстоит открыть, доказать. Тема (название работы) отражает суть проделанной работы, характеризует направление проведённого исследования, содержит в себе предмет и название метода исследования. анализ сравнение изучение влияние
Объект исследования – область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Предмет исследования включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению.
Цель – это то, что необходимо получить в результате работы, чего достичь, наличие какой закономерной связи показать. «Что и для чего это нужно делать?»
Задачи – конкретизация и развитие цели в виде комплекса последовательно решаемых проблем.
Пример: « Цель – вырастить в теплице арбуз на основании изучения основных видов агротехнической деятельности. Задачи : 1)познакомиться с основными этапами агротехнического процесса; 2) освоить технику работы с землёй; 3) вырастить арбуз.
Гипотеза – это развёрнутое предположение, где максимально подробно изложена модель, методика, система мер. Формулировка гипотезы: «Если …, то…» или «Чем…, тем …».
Методика. 1)Описание условий исследования 2)Приборная и аналитическая база исследований: –Приборы –Описание оригинальных методик –Ссылки на общепринятые методики
Эксперимент 1)Регистрация результатов на бумаге 2)Наличие опытного и контрольного объектов 3)Наличие нескольких повторностей (в природе желательно 50 – 100) 4)Использование методов математической статистики
Статистический анализ вариационных рядов 1)Средняя арифметическая или средняя статистическая величина М по формуле М= а n, где М – средняя арифм., а – варианты; - знак суммирования; n – число вариант.
Статистический анализ вариационных рядов 2)Среднее квадратическое отклонение (стандартное отклонение) или квадратичную ошибку одного измерения. σ = ± а 2 n – 1, где а 2 – сумма квадратов отклонений каждой величиной М; n – число вариант. Чем меньше σ, тем меньше случайные отклонения Если М ± 2 σ, то группа однородная
Статистический анализ вариационных рядов 3)Стандартная ошибка (ошибка средней арифметической величины) – m. Характерны ли результаты нашей выборки и для генеральной совокупности? m = σ n Чем больше измерений, тем меньше ошибка.
4)Достоверность различий контрольной и опытной групп. t – критерий по формуле: t = М 1 – М 2 / m m 2 2 На основании величины t и числа наблюдений по таблице распределения Стьюдента находят вероятность различия (или уровень значимости). при Р 0,05 различие существенно
компьютерные программы: «Диана-2», STATGRAPHICS для DOS; STATISTICA, MINITAB для Windows, Excel и др. Анализ результатов: –Установление причинно- следственных связей между явлениями Выводы - корректно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы. Выводы отвечают на вопрос, поставленный в цели работы. Выводы являются результатом анализа полученных автором данных.
Выводы: –Корректные –Точные –Лаконичные –3-5 –Соотнесены с задачами работы
Написание отчёта о проделанной работе:Написание отчёта о проделанной работе: –Содержит все части научной статьи; Публичное представление