Московский городской педагогический университет Городской информационный ресурсный центр Учебно-методический пакет «Экологические проблемы атмосферы г.Москвы» Дмитриева В.Т. Клевкова И.В. Моргунова Ю.А. Москва, 2006
Аннотация Тема проекта находит отражение в обязательном минимуме содержания основного общего образования по географии в модулях: «Природопользование и экология», «Природа Земли» (Атмосфера; Природный комплекс); «Население и хозяйство»; «Страноведение» (География России). По вышеназванным разделам учащиеся должны знать: содержание основных понятий, называть: антропогенные изменения в природе; давать: характеристику территорий по разным источникам информации и по показаниям приборов; описывать: географические объекты, явления, процессы; объяснять: процессы и явления, происходящие в географической оболочке, их пространственное распространение, ритмику; зональную дифференциацию природы; особенности экологической ситуации отдельных регионов России; прогнозировать: тенденции изменения природных объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека. Проект целесообразно осуществлять в 11 классе профильной школы (естественно-математический профиль)
Вопросы Основополагающий вопрос: «Что происходит с атмосферой в Москве?» Проблемные вопросы учебной программы: Кто, что и чем загрязняют атмосферу? Каким воздухом мы дышим? Как защитить воздух? Где лучше дышится в Москве? Как человек изменяет климат?
План проведения занятий с использованием проектного метода Изучение материала рекомендуется организовать в течение 1 месяца. При этом используется урочная и внеурочная формы работы. : На первом занятии (урок) оглашаются цели и задачи исследования, учащиеся объединяются в группы по интересам, обсуждаются планируемые результаты, обсуждаются формы отчетности, сроки работы, критерии их оценивания, источники информации, которыми следует пользоваться, а так же возможности консультаций с учителем. В течение первой недели учащиеся осуществляют сбор информации по теме исследования. В течение второй недели учащиеся осуществляют анализ имеющегося материала, делают выводы, формулируют гипотезы, предлагают пути решения сложившейся ситуации. На третьей неделе осуществляется оформление индивидуальных рабочих материалов к отчету. На четвертой неделе: на уроке организуется обсуждение результатов исследования в группах, формулировка выводов, после чего учащиеся занимаются оформлением готового отчета. В конце четвертой недели на уроке осуществляется представление результатов, проводится контроль. На одном из последующих уроков отводится время для рефлексии.
Компоненты учебно-методического пакета Описание учебного проекта и материалов УМП к нему по теме, соответствующей Минимальным требованиям к содержанию образования в предметной области (визитка)визитка Примеры работ учеников: презентация ученика публикация ученика WEB-сайт проектаWEB-сайт проекта Критерии оценивания (презентации, публикации, Web-сайта)презентациипубликацииWeb-сайта Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся (диаграмма 1, диаграмма 2, диаграмма 3, карта 1, карта 2, карта 3)диаграмма 1диаграмма 2 диаграмма 3карта 1карта 2карта 3 Методические материалы (журнал, тест)журналтест План применения учебного проекта в школе Список информационных материалов, необходимых для самостоятельных исследований учащихся в ходе учебной работы (вариант)вариант
Дмитриева Валентина Тимофеевна Декан географического факультета МГПУ к.г.н., проф. Контакты: Тел.: (служебный) Контактная информация Клевкова Ирина Вадимовна Зам. декана по учебно-воспитательной работе географического факультета МГПУ ст. преп. Контакты: Тел.: (служебный) Моргунова Юлия Алексеевна К.э.н., доц. Контакты: Тел.: (служебный)