Под познавательной самостоятельностью учащихся подразумевается «качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять в различных ситуациях для решения различных проблем как в урочное, так и во внеурочное время» О.В. Петунин
Потребность общества Недостаток внимания к развитию ? Формирование познавательной самостоятель- ности Система работы Познава- тельная самостоя- тельность Недостаток навыков самостоятель- ной работы ? Развитие навыков самостоятель- ной работы - система заданий - спецкурс «Учимся учиться» Стремление к самостоя- тельности Ограничен- ность воз- можностей урока ? Организация внеклассной работы - элективный курс «Введение в журна- листику» - работа медиа- центра
Потребность общества Недостаток внимания к развитию ? Формирование познавательной самостоятель- ности Система работы Познава- тельная самостоя- тельность Недостаток навыков самостоятель- ной работы ? Развитие навыков самостоятель- ной работы - система заданий - спецкурс «Учимся учиться» Стремление к самостоя- тельности Ограничен- ность воз- можностей урока ? Организация внеклассной работы - элективный курс «Введение в журна- листику» - работа медиа- центра
Формирование познавательной самостоятельност и у учащихся будет успешным, если: заложить в процесс обучения и воспитанияучащихся систему заданий, предполагающихсамостоятельное выполнение организовать внеклассную работу попредмету, способствующую развитиютворческого потенциала обучающихся способствовать созданию на уроках и вовнеурочной деятельности атмосферы,позволяющей поддержать у детеймотивацию к личностному саморазвитию
выявить сущность познавательной самостоятельности школьников определить содержание, формы, методы и приёмы формирования познавательной самостоятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности создать педагогические условия успешного формирования познавательной самостоятельности гимназистов на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности создать целостную систему работы по формированию познавательной самостоятельности при обучении русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности.
исследовательский проектный проблемный частично-поисковый репродуктивный Составление нестандартных задач, самостоятельноеобобщение, моделирование, выдвижение предположе-ний и способов действий, их обоснование и т.д. Аргументация выдвинутой учителем гипотезы, обоб-щение фактов, комментирование с основой на табли-цу, схему, разработка рефератов и т.д. Обнаружение противоречий, учебных проблем, фор-мулирование темы урока, учебного исследования, за-дания на отличие факта от мнения, ведение научнойдискуссии, рациональной защиты полученных выво-дов, аргументация разных точек зрения Формулировка гипотезы, планирование и разработкаисследовательских действий, сбор данных, их анализ,подготовка и написание сообщения, презентациярезультатов Описание объекта по образцу, приведение собствен-ных примеров, составление плана, конспектирование,тезирование, цитирование, аннотирование, составле-ние схем, алгоритмов, шпаргалок
- формирование познавательной самостоятельности на уроке - лекции: теоретические, проблемные, лекции вдвоем - проблемные семинары - консилиумы - конференции - лабораторные работы - исследовательские практикумы с анализом первоисточников - урок - проблемная статья - урок-исследование - интегрированные уроки - творческие отчеты - собеседования - урок-проект - урок-рефлексия - конкурсы шпаргалок - урок-опровержение - необычный экзамен
УРОЧНЫЕУРОЧНЫЕУРОЧНЫЕУРОЧНЫЕ Получение и передача знаний Формирование духовно- нравственной культуры 1.Экспериментально- исследовательские («Употребление фразео- логических единиц в современной рекламе») 2.Образовательные (выступления учащихся, участие в научно-иссле- довательских конферен- циях, подготовка и пред- ставление компьютер- ных презентаций) 1.Музыкально-сценические мероприятия (Литературно- музыкальная композиция «Лирика А.А. Фета»). 2. Тематические вечера («Образ матери в поэзии 20 века»). 3. Творческие отчеты («Мой родной город – Курган») Цель проектов
- обучаемые сами управляют процессом деятельности, происходит расширение ин- формационного потока. ВНЕУРОЧНЫЕВНЕУРОЧНЫЕ 1. Интегрированные проекты: «Твой сверстник в книге и на экране» (по книге В. Железникова «Чучело» и одноимённому фильму Р. Быкова» (литература и кино); «Художественные образы в лирических миниатюрах А.И. Солженицына из цикла «Крохотки»(литература и изобразительное искусство) «Истории победы» (создание книги памяти, посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне г.г.). 2. Работа спецкурса «Введение в журналистику»: подготовка и выпуск сборника «Замечательные люди»; исследование материала газетной рубрики «Говорим и пишем правильно». 3. Участие в работе научного общества, научно- практи- ческих конференций: «Источники русских фразеологизмов», в конкурсах городского, областного, всероссийского уровней. 4. Организация работы гимназического медиацентра, выпуск газеты «Бумеранг».
«Твой сверстник в книге и на экране» (по книге В.Железникова «Чучело» и одноимённому фильму Р.Быкова» (литература и кино)
«Художественные образы в лирических миниатюрах А.И.Солженицына из цикла «Крохотки» (литература и изобразительное искусство)
«Истории победы» (создание книги памяти, посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне г.г.)
Иллюстрированный сборник творческих работ учащихся
Спецкурс «Учимся учиться, размышлять, исследовать» (автор Н.А. Криволапова)
ПРОГРАММА элективного курса предпрофильной подготовки «Введение в журналистику» Элективный курс «Введение в журналистику»
- проявление подлинной познавательной самостоятельности
5 лет газета «БумеRанг» принимает участие в областном конкурсе школьных изданий «PROрыв» и стабильно держится в тройке лидеров
География поступления на факультеты журналистики
УровеньНаименование конкурсаГодРезультативность МУНИЦИПАЛЬНЫЙМУНИЦИПАЛЬНЫЙ Конкурс школьной прессы «PROрыв» 2005Гран-при «Городской фотокросс» место (Бузорин О., Кононова А.) Городская олимпиада по литературе место (Жорнова Л.) Городская олимпиада по русскому языку место (Жорнова Л.) 3 место (Леготина Ю.) Литературный конкурс «Я люблю читать» место (Бобылева Д., Середкина К., Ткач К.) Конкурс школьных сочинений «Я путешествую с «Откры-тым миром» место (Кокотеева Л.)
Уровень Наименование конкурса ГодРезультативность Регио- нальный Конкурс школьной прессы «PROрыв» место 1 место 3 место 1 место в номинации «Самое креативное из- дание» Всерос- сийский Детский литературный конкурс «Придумай сказку» место ( Мартынова Н.) 2 место (Леготина К.) Олимпиада по Основам Православной культуры 2009 Благодарственные письма (Свищева К., Кокотеева Л.)
Уровень Наименование конкурса ГодРезультативность МЕЖДУНАРОДНЫЙМЕЖДУНАРОДНЫЙ Конкурс «Русский медвежонок – языко- знание для всех» 2007 Диплом II степени (Жорнова Л.) III Олимпиада по основам наук по русскому языку 2007 Дипломант (Нечаева А.) IV Олимпиада по основам наук по русскому языку место (Леготина Ю.) 2 место (Жорнова Л.) V Олимпиада по основам наук по русскому языку 2009 Дипломант (Панфилов А.)
100% 68,4 70,1 71,2 81,8 83,6
Средний балл Результаты ЕГЭ по русскому языку (2006/07г.): качество – 100%; средний балл – 4,3