Переверзева Елена Геннадьевна Учитель информатики МОУ СОШ 1 ст. Курской. Тема самообразования: «Инновационные методы развития творческого мышления школьников».
Технология УДЕ на уроках информатики «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Бернард Шоу Правило УДЕ: не повторение, а преобразование
Идеи технологии УДЕ на уровне физиологии Левое полушарие – числовая информация Правое полушарие – образная информация Использование фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирующих познавательный процесс: Закон единства и борьбы противоположностей Противопоставление контрастных раздражителей Создание «ассоциированных пар знаний » (И.П.Павлов) Образование условного рефлекса «обратной связи» (П. К. Анохин) Значение обратной связи в кибернетике
Идеи технологии УДЕ П. М. Эрдниева Решение прямой и обратной задачи Аналогия и обобщение Активизация всех систем мозга, используя носители информации: слово, рисунок, модель, символ, число.
Что такое УДЕ? многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некую целостность частей.
подходы к обучению: совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций совместное и одновременное изучение взаимно обратных действий Обучение по схеме УДЕ: достижение системности и целостности
Обучение по схеме УДЕ: Усвоение в первом приближении Выделение элементов и их взаимоотношений Формирование целостного образа
Усвоение в первом приближении Цель урока: изучить различные типы файлов.
Выделение элементов и их взаимоотношений Цель: сравнить способы создания и сохранения различных типов файлов. СоздатьСохранить как… Открыть с помощью… Сопоставление этапов работы над файлами
Выделение элементов и их взаимоотношений. Просмотр Возможность редактирования Размер файла Цель: сравнить свойства различных типов файлов.
Формирование целостного образа Сохранить как… Открыть с помощью… Изучение одновременно взаимно обратных действий и операций Удалить… Цель: научить создавать файлы в разных программах с заданными свойствами Выделение главного
Полезные советы Например: если переименовать файл демонстрация.pps, изменив его тип на *.ppt, то он будет обладать свойствами обычной презентации.
Знания и умения, полученные на уроке учащимися можно считать фундаментальными, т. к. программное обеспечение постоянно изменяется, а основные принципы работы с файлами могут быть перенесены на любые виды программного обеспечения.
Языки программирования Процедурные Языки операторного типа Непроцедурные (декларативные) Функциональные На теории рекурсивных функций Логические На символической логике Объектно- ориентированные На понятии объект Усвоение в первом приближении Цель: сравнить языки программирования.
Усвоение в первом приближении Цель: сравнить языки программирования. Языки программирования Процедурные Языки БЕЙСИК ПАСКАЛЬ СИ Непроцедурные (декларативные) Функциональные ЛИСП РЕФАЛ Логические ПРОЛОГ Объектно- ориентированные Visual BASIC Delphi C++
Выделение элементов и их взаимоотношений Цель: изучить историю создания языка, его назначение, интерфейс BASIC создан в 1960 г Джон Кемени Дартмутский колледж
Выделение элементов и их взаимоотношений Цель: изучить историю создания языка, его назначение, интерфейс PASCAL создан в Никлаус Вирт Цюрихский Политехнический университет
Выделение элементов и их взаимоотношений Цель: сравнить создание, способы сохранения программ, совместимость с другими программами, возможности PASCAL АВС создан в Станислав Михалкович Ростовский университет
Выделение элементов и их взаимоотношений Цель: сравнить создание, способы сохранения программ, совместимость с другими программами, возможности Visual Basic создан в Компания Microsoft
Лети Если Новый год Пока не … Прыгай Формирование целостного образа Цель: главное не язык программирования, а алгоритм
Информация 2 i = N (i – бит) Содержательный подход: Алфавитный подход: i – количество информации N – число событий i – информационный вес символа N – мощность алфавита
Системы счисления не зависит от положения Непозиционные сс Позиционные сс II V XXVII зависит от положения
Системы счисления римская Непозиционные сс I II III японская
Какими системами счисления мы пользуемся? нет, да; 12 месяцев – 1 год; 60 секунд – 1 минута; 60 минут – 1 час; 1 км – 1000 м; 16 кг – 1 пуд; главы книг – I, II, III IV, и т. д. Примеры систем счисления
Проект «Системы счисления» в двоичную систему:из двоичной системы: Делимое (десятичное) Остаток (двоичное) = 0* *2 1+ 1* = Цель: сравнить способы перевода в различные системы счисления, закрепить умения и навыки работы с текстовым редактором.
Проект «Логика» Цель: проверить знания составления таблиц истинности, умения строить логическую схему, умения использовать систему программирования, оформлять отчет о работе. Демонстрация проекта
Урок по теме Обобщающие уроки
Урок по теме Обобщающие уроки
Эффективность использования УДЕ применение обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке; установление логических связей в материале; выделение главного и существенного в большой дозе материала; понимание значения материала в общей системе ЗУН; выявление межпредметных связей; эмоциональная подача материала; более эффективное закрепление материала.
Результаты Олимпиады Интернет-олимпиады Международный Дистанционный Турнир «IT-2007» Международный конкурс проектов школьников по истории криптографии «Верченко-100» Конкурсы Ставропольского центра Интернет-образования Конкурсы Министерства образования Ставропольского края Победители районной олимпиады: Чмыхов А. – информатика; Онопко М. - физика Переверзев Д. – участник Всероссийской олимпиады по математике в г. Элиста
Перспектива