Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения
ФГОС ВПО Направление подготовки, Уровень Квалификация (степень) Сроки реализации и трудоемкость ООП Требование к результатам освоения ООП (КОМПЕТЕНЦИИ) Требования к условиям реализации ООП (Применение системы зачетных единиц) Основные элементы ФГОС Требования к структуре ООП (ЦИКЛЫ и РАЗДЕЛЫ)
КОМПЕТЕНЦИИ, МОДУЛИ образовательной программы Система КРЕДИТОВ (зачетных единиц) – единый и неразрывный принцип создания учебных программ в рамках Болонского процесса и основа для академической мобильности студентов и преподавателей
единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ и циклов высшего образования (бакалавр – магистр – доктор) единый механизм соотнесения академических СТЕПЕНЕЙ и КВАЛИФИКАЦИЙ, полученных в результате освоения различных образовательных программ (Европейская рамка квалификаций, ЕРК) Для обеспечения выполнения основных принципов Болонского процесса необходимы :
Для прозрачности образовательных систем разных стран по отношению друг к другу необходимы единые подходы к формулировке РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ Отсюда возникли КОМПЕТЕНЦИИ Для формирования конкретных компетенций необходимы конкретные теоретические знания и практические навыки, отсюда возник «прозрачный» (ясный работодателю и вузу- партнеру) способ построения образовательных программ МОДУЛЬНЫЙ
Чтобы оценить «вес» того или иного модуля в образовательной программе или образовательной программы в целом в единицах реальных трудозатрат обучающегося - введено понятие условных единиц КРЕДИТОВ Европейская система перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System, ECTS) В кредитах ECTS учитывается количество времени (аудиторных занятий, самостоятельной работы, практик, мероприятий контроля успеваемости и т.п.), необходимое среднему студенту для достижения заданных результатов обучения. Кредиты начисляются в случае успешного освоения студентом определенной части программы (модуля) и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки.
На данный момент наиболее последовательно базовые принципы Болонского процесса реализованы в масштабном международном проекте Tuning Educational Structures in Europe Настройка европейских образовательных структур
Краткая характеристика проекта Tuning Educational Structures in Europe Для всех предметных областей были определены пять основных направлений работы: Формулировка общих (универсальных) компетенций, независимых от предметной области (направления подготовки ВПО). Формулировка профессиональных компетенций, специфических для каждой предметной области (направления подготовки ВПО). Разработка алгоритма учета трудозатрат студентов на обучение в кредитных единицах ECTS (European Credit Transfer System - «Европейская система перевода и накопления кредитов»). Выработка новых образовательных технологий и принципов оценки результатов обучения. Выработка систем повышения качества образования (создание вузовских структур контроля качества образования).
Понятие компетенции по Tuning включает: знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать); знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). В отличие от терминов «знание», «умение», «навык» понятие «компетенция» имеет интегративный характер.
Особенность ФГОС - формирование требований к результатам освоения ООП терминах компетенций. ЗНАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ УМЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ ЛИЧНОСТНЫЕ, МОТИВАЦИОННО - ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА К О М П Е Т Е Н Ц И Я Компетенция – комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности
Компетенции можно разделить на две группы: общие (универсальные); предметно-специализированные (профессиональные). К универсальным компетенциям относятся инструментальные, межличностные и системные. Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ
Кредитные (зачетные) единицы ECTS Кредит отражает «удельный вес» отдельных модулей (дисциплин) в общей структуре образовательной программы. Распределение кредитов осуществляется «вертикально», «сверху»: от общей нагрузки образовательной программы или года обучения к нагрузке циклов обучения и отдельных модулей. Один кредит в оценках проекта TUNING соответствует 25– 30 астрономическим часам учебного времени. Трудозатраты «типичного» студента на протяжении одного академического года составляют 60 кредитов (зачетных единиц). Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ
Кредитные (зачетные) единицы ECTS Трудоемкость образовательных программ: 3-х летний бакалавр – 180 кредитных единиц; 4-х летний – 240; одногодичная магистерская программа – 60; двухгодичная магистерская программа – 120. продолжительность учебного года – недель; недельная учебная нагрузка – часа; годовой объем учебной нагрузки – часов (60 кредитов). Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ
Определения модуля Модуль – относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации
Реально существующие разночтения: модуль как часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глав, тема), изучение которой заканчивается определенным видом контроля модуль как учебная дисциплина (совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров) модуль как группа родственных дисциплин модуль как совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций
Классификация модулей по проекту Tuning основные модули поддерживающие модули модули организационных и коммуникационных навыков специализированные модули (профилирующие / непрофилирующие / факультативные / элективные) модули переносимых навыков
Специфика понятия «модуль» в методологии Tuning : Модуль объединяет различные виды учебной работы – лекции, семинары, практикумы, самостоятельную работу студента, формы отчетности (контрольные работы, рефераты, зачеты и т.п.). Каждому модулю назначается ограниченное число кредитов в стандартизованных (для данной программы или для ряда программ) кратных числах (например 5, 10, 15 – или 3, 6, 12 и т. п.). Освоение каждого модуля завершается аттестацией (оценкой результатов). В российской практике в настоящее время преобладает несколько иное понимание модуля как группы родственных дисциплин (ср. циклы ФГОС: гуманитарный и социально- экономический, математический и естественнонаучный, профессиональный).
Расхождения принципов ФГОС-3 и Tuning Образовательные программы на основе ФГОС-3 структурируются по циклам дисциплин (ГСЭ, ЕН, ПД) и разделам (физкультура 2 з.е часов???), а не по модулям, как в TUNING. Перечни компетенций для предметной области (направления подготовки) в TUNING единые для бакалавра и магистра, во ФГОС – раздельные. В TUNING бакалавр и магистр различаются по уровню освоения компетенций. Систематизация и формулировки компетенций во ФГОС не соответствуют принятому в TUNING. Для российских вузов возникнет проблема формирования общих потоков из студентов смежных направлений (из-за разнобоя в формулировках компетенций и в вилках трудоемкости (з.е.) ) Кредитные (зачетные) единицы во ФГОС приравнены к академическим часам, объем циклов и дисциплин «механически» пересчитывается в соотношении 1:36.
В TUNING перечень компетенций представляет собой МАКСИМУМ для каждой предметной области; ФГОС лимитирует МИНИМАЛЬНЫЙ набор компетенций для направления подготовки. Ведение в Типовом положении о вузе старого норматива максимальной нагрузки в неделю 54 ак.часа привело к тому, что эквивалент з.е. в часах опять придется делать равным 36 академическим часам (в TUNING астрономических часов) Нет реальной свободы вузов в реализации ПРОФИЛЬНОЙ подготовки внутри направления подготовки для бакалавриата. Расхождения принципов ФГОС-3 и Tuning
Нормативная основа проектирования вузовских ООП, реализующих ФГОС ВПО нового поколения Два ФЗ в области образования (в последней редакции!) Типовое положение о вузе (утверждено 14 февраля 2008 г.) ФГОС по соответствующему направлению и уровню подготовки 4 Нормативные документы, регулирующие порядок организации образовательного процесса (федерального уровня) ПООП (рекомендательный характер) Устав вуза и другие нормативные документы вузовского уровня
Из Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" « Статья 9. Образовательные программы. 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).
Из Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" Статья Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 34. Программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры, реализуемые в высшем учебном заведении по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования.
Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 39. Основная образовательная программа включает в себя: …….., которая разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. При этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер
Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 39. Организация образовательного процесса в высшем учебном заведении по основным образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется расписанием занятий и образовательной программой. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.
Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 39. Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 42. Учебные занятия в высшем учебном заведении проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно- исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий. Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах минут.
Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 43. Учебная и производственная практика, предусмотренная федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и организациями, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию. Порядок проведения учебной и производной практик студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 45. Высшее учебное заведение оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников. 46. Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.
Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 46. Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов. Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом высшим учебным заведением.
Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 47. Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию по образовательным программам высшего профессионального образования, осуществляется государственной аттестационной комиссией в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.
Заключение о составе необходимого нормативно- методического обеспечения ООП вуза Основная образовательная программа вуза, как система документов, самостоятельно разрабатываемая и утверждаемая высшим учебным заведением, регламентирующая цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, а также оценку качества подготовки обучающихся и выпускников, должна состоять из следующих элементов:
1. Общие положения 1.1. Основная образовательная программа (определение) 1.2. Нормативные документы для разработки ООП 1.3. Общая характеристика ООП 1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной программы Рекомендуемый состав документов, составляющих ООП вуза
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП 4.1. Календарный учебный график 4.2. Учебный план 4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) 4.3. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся 5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП 6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП 8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся
При составлении учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть: Базовые части УЦ соответствуют ФГОС ВПО (трудоемкость должна соответствовать предложенной «вилке») ; Вариативные (профильные) части УЦ составляются вузом с учетом рекомендаций ПООП; Общая трудоемкость дисциплин дается в зачетных единицах и академических часах с распределением по семестрам; Одна з.е. равна 36 часам, за исключением курса Физическая культура, для которого 2 з.е. соответствуют 400 часам (последнее – из ФГОС) Для каждой дисциплины (модуля) указываются виды учебной работы и формы аттестации;
В вариативных частях УЦ указываются профильные дисциплины, в т.ч. по выбору студента. Структура учебного плана бакалавриата позволяет осуществлять подготовку бакалавра в соответствии с профилями подготовки. Общая трудоемкость одного учебного года 60 з.е. (из ФГОС); Максимальный объем учебных занятий не может составлять более 54 академических часов в неделю (из типового положения о вузе); Количество аудиторной недельной нагрузки не более 32 часов (из ФГОС, для разных направлений – число м.быть разным); При составлении учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть:
Максимальный объем аудиторных занятий в неделю у бакалавров составляет 32 ак. часа, у магистров (в среднем за весь период обучения) - 14 ак. часов. В указанный объем не входят занятия по физической культуре Суммарное количество в учебном году зачетов – не более 12, экзаменов - не более 10 (из типового положения о вузе); Одна неделя практики соответствует примерно 1.5 з.е.; Общая трудоемкость дисциплины не м.быть меньше 2 з.е. (за исключ. дисц. по выбору). По дисциплинам более 3 з.е. должна выставляться ОЦЕНКА (из ФГОС);
При составлении учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть: В учебном процессе должно предусматриваться широкое использование активных (трениниги, деловые игры) и интерактивных (компьютерные симуляции и др.) форм обучения: 30% ауд. занятий у бакалавров, 40% - у магистров. В рамках учебных курсов должны предусматриваться встречи с российскими и зарубежными работодателями, мастер-классы экспертов. В учебных программах дисциплин (модулей) результаты обучения должны увязываться с приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Не менее одной трети вариативной части суммарно по трем циклам д.быть дисциплины по выбору студента (из ФГОС
Порядок создания образовательных программ на основе ФГОС ВПО нового поколения (в идеале) Определить Цель (миссию ООП). Определить набор универсальных и профессиональных компетенций для направления подготовки в целом (на основе ФГОС, с учетом потребностей обучающихся и рынка труда) Определить основной профиль подготовки Определить перечень компетенций, определяющий профильную направленность ООП Определить набор модулей (групп дисциплин, дисциплин, практик и т. п.), формирующих данные компетенции или их элементы и «сверху» установить их пропорциональную трудоемкость исходя из общей трудоемкости ООП (240 кредитов – бакалавриат, 120 кредитов – магистратура) и из расчета 60 кредитов в год.
Порядок создания образовательных программ на основе ФГОС ВПО нового поколения (в идеале) Определить последовательность освоения дисциплин (модулей) и их реальное наполнение (в часах аудиторной и самостоятельной работы студента, включающих все формы текущего контроля и промежуточной аттестации) каждого модуля, дисциплины, практики и т.д., то есть сформировать Учебный план Определить для каждой дисциплины (модуля) применяемые образовательные технологии. Сформировать Рабочую программу каждого модуля ( дисциплины и практики), где необходимо» проработать и просчитать самостоятельную работу студента, создать фонды оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации по данному модулю (дисциплине) Сформировать все необходимое нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и ИГА Составить Полную матрицу компетенций и запустить «обратную связь», то есть все начать сначала!
Порядок создания новых ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО, при переходе от старых образовательных программ к новым (в реальности) Первое, что пытаются сделать разработчики ООП при переходе от старых образовательных программ к ООП нового поколения это перевести «старый» учебный план из формата часов общей трудоемкости в формат зачетных единиц. Как правило используют «ДОЛЕВОЙ метод» при проектировании первого варианта учебного плана и подгоняют полученные значения трудоемкости его под «вилки» трудоемкости ФГОС
Порядок создания новых ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО, при переходе от старых образовательных программ к новым (в реальности) Определяют полный набор компетенций выпускника данной ООП (из ФГОС + компетенции, определяющие «профиль») Составляют полную Матрицу соответствия всех требуемых компетенций и всех имеющихся элементов образовательной программы (модулей, дисциплин, практик, мероприятий текущего, промежуточного и итогового контроля) По итогам анализа Матрицы – делают существенную корректировку учебного плана (добавление новых модулей и дисциплин, удаление невостребованных, уточнение и перераспределение трудоемкости в зачетных единицах) Идет жесткая борьба кафедр за свои дисциплины – проблема мелкопредметности учебного плана.Выход – объединение дисциплин, работающих на одну компетенцию или на группу родственных компетенций (например, обеспечивающих профильную подготовку)в крупные образовательные модули (проблемы организации учебного процесса, связанные с «переходящими» на новый учебный год модулями)
Порядок создания новых ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО, при переходе от старых образовательных программ к новым (в реальности) Далее - составляют рабочие программы всех модулей, дисциплин, практик и «наполняют» присвоенные этим модулям (дисциплинам, практикам) зачетные единицы – реальным учебным временем – аудиторные занятия (лекции, семинары, практикумы, мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации) и самостоятельная работа студента (включая подготовку к текущему контролю и промежуточной аттестации). Здесь особая задача проектирования - расчет реально затрачиваемого времени студентом и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студента)
Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: Сложная задача при проектировании образовательных модулей: «увязка» и согласование программ дисциплин и практик, входящих в состав модуля, обеспечение «студентоцентрированного» подхода преподавателей, обеспечивающих проектирование и реализацию модуля Вузам самим вузам необходимо определить – в каких документах (ведомостях, специальных учетных индивидуальных книжках студента, в модифицированных зачетных книжках?) будет вестись учет полученных и накопляемых студентом кредитов в процессе обучения. В сегодняшней организации учебного процесса это не предусмотрено.
Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: Мешают формировать модули заданные во ФГОС циклы ( а если надо будет опять сдавать учебный план «в Шахты на сверку»?); При формировании крупных модулей («переваливающих» через один учебный год) затруднительно рассчитывать трудоемкость каждого учебного года (60 з.е.). Видимо надо вводить внутри модуля «курсовые модули», которым присваивать «условный вес» в зачетных единицах (которые служат только для расчета трудоемкости учебного года, нагрузки преподавателей и студента в учебном году. Зачетные единицы студенту после освоения «курсовых модулей» не начисляются, начисляются зачетные единицы только после успешного освоения модуля целиком.
Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса (продолжение) В таком случае необходимо ввести рубежную аттестацию (после освоения всего модуля) наряду с промежуточной аттестацией (в которую войдут зачеты и экзамены по дисциплинам и практикумам, входящим в модуль). Рубежная аттестация по итогам освоения модуля целиком возможна без проведения специального экзамена, а по итогам всех полученных внутри модуля оценок в рамках промежуточной аттестаций с заданным для каждого элемента модуля (дисциплины, практикума) весовым коэффициентом. Эта процедура может быть отрегулирована документами вуза – Положением о проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и рубежной аттестации.
Общие рекомендации вузам при проектировании ООП В целях обеспечения успешности формирования профессиональных компетентностей образовательная программа должна отвечать не только требованию структурированности включенного в нее учебного материала, но и его связности или интегративности. При определении варианта последовательного, а также возможности параллельного изучения дисциплин должны учитываться виды связей между единицами включенных в них знаний, установление которых важно для формирования у студента компетентностей по видам деятельности и готовности выпускника к трудовой деятельности в целом. Связность содержания программы может быть обеспечена не только за счет помощью определенного структурирования изучаемых дисциплин, но и с помощью специальных форм работы со студентами (практик, стажировок, курсов и т.д.), выполняющих функцию интеграции содержания образования.
Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Программой должны быть предусмотрены такие формы и методы работы со студентами, в которых усвоение учебного материала происходит в условиях, близких к условиям его применения, то есть на практике, например через стажировки, практики, полевые занятия, разработку и реализацию проектов, погружение студентов в предметную, например, в языковую среду и др. Образовательная программа должна быть ориентирована на повышение роли самостоятельной работы студентов. Она должна включать исследовательскую и проектировочную работу студентов в совместных с преподавателями группах, обеспечивая ее проблемно- ориентированный характер.
Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Образовательная программа должна создать условия для максимального приближения системы оценивания и контроля студентов к условиям их будущей профессиональной практики. Помимо преподавателей, в качестве внешних экспертов должны более активно использоваться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели, читающие смежные дисциплины, важные для приобретения компетентности. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами защит проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертная оценку групп студентов, преподавателей и работодателей и другие инновационные методы контроля и оценки. Новая система контроля должна позволить студенту иметь более объективную оценку учебной деятельности, адекватную условиям будущей практики.
Общие рекомендации вузам при проектировании ООП По форме образовательная программа должна быть такой, чтобы уже на первых этапах обучения обеспечить конкретное понимание студентами конечных целей, а также промежуточных целей своего образования по отдельным дисциплинам и годам обучения. Иными словами студент должен видеть свой путь движения к приобретаемой в вузе профессиональной компетентности, идя от задач своей будущей деятельности в целом к построению ее отдельных частей. Образовательная программа должна обеспечивать в большей части проблемный, исследовательский характер обучения, мотивирующий студента на поиск средств снятия собственных ограничений и приобретения требуемых компетентностей.
Общие рекомендации вузам при проектировании ООП В программе должны быть определены ресурсы, используемые для ее реализации: информационные, организационные, кадровые, мотивационные, материально-технические, научно-методические, финансовые. Если имеющихся ресурсов недостаточно, то должен быть конкретно указан их недостаток и разработан план по их созданию, позволяющий приступить к реализации образовательной программы в запланированные сроки и обеспечить ее реализацию.
Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Ответ на вопрос о том, какими должны быть структура и содержание программ высшего профессионального образования для того, чтобы в их рамках формировались компетенции, обеспечивающие выпускнику возможность быть эффективным и мобильным субъектом трудовой деятельности, требует совместной работы большого коллектива преподавателей. Процесс проектирования обуславливает создание различных групп для решения, возникающих на его этапах задач, связанных с интеграцией блоков дисциплин, выделением взаимосвязей образовательной и профессиональной подготовки и др. Поэтому для успешной его реализации в создаваемые группы обязательно должны входить специалисты, владеющие общей методологией развития образовательных систем, специалисты в разных областях предметного знания (гуманитарного, естественно-научного), управленцы.