Заместитель директора по воспитательной работе Козлова М.И г.
Планирование – подготовительный этап, которому отводится важное место в системе управления школой. В основе планирования лежит план воспитательной работы учебного заведения. Разработать план – это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению организации воспитательного процесса. План – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем и временные границы. Объектом планирования является педагогический процесс. При планировании необходимо учитывать закономерности развития учащихся и их индивидуальные особенности.
Планирование воспитательного процесса в классе имеет определенные значение: 1) Способствует определению содержания работы на конкретный отрезок времени; 2) Дает возможность отобразить разнообразные формы, методы и приемы воспитательной работы; 3) Обеспечивает четкую, систематическую и целенаправленную организацию деятельности; 4) Способствует профессиональному развитию педагога.
1) Направляющая (определяющая), т.е. она содержит конкретные направления и виды деятельности; 2) Прогнозирующая – она отражает замысел и представляет результаты через конкретные действия ; 3) Организаторская – эта функция отражает средства. С помощью, которых деятельность организуется, указывает кто является ее объектом и субъектом и указывает порядок деятельности, отвечая при этом на вопросы: Кто? Что? Когда? Где? должен делать; 4) Контрольная, т.е. сам педагог, пользуясь планом воспитательной работы, может контролировать реализацию поставленных задач и по плану легко осуществлять деятельность
1) Целенаправленность – в основе лежит цель, которая должна быть реализована в ходе содержания деятельности; 2) Перспективность – когда цели деятельности реально осознаются и принимаются как близкие, понятные и доступные; 3) Преемственность – учет предыдущего опыта исключая дублирование и видение перспективы (будущего); 4) Комплексность – использование разнообразных форм, средств, методов и видов деятельности в их единстве и взаимосвязи; 5) Объективность – знание объективных условий деятельности школы, ее условий и возможностей педагогов и учащихся.
Текстовым – подробное описание задач и мероприятий, направленных на их решение; Графический – полная, но краткая картина предстоящей деятельности в виде таблицы; Смешанный – и таблица и текст (описание + таблица); План-циклограмма – представление задач и воспитательной работы на определенный промежуток времени, посвященный определенной проблеме.
Рекомендуются следующие разделы этого плана: Анализ педагогической работы за прошедший учебный год; Характеристика классного коллектива Задача работы классного руководителя на новый учебный год; Основные направления и дела классного коллектива Индивидуальная работа с учащимися Взаимодействие с педагогическим коллективом; Работа с семьей, общественностью. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.