Интегрированное обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложным дефектом в развитии Структурное подразделение ГБС ( К ) ОУ 34 Заместитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная.
Advertisements

Ресурсы реализации инклюзивного образования в современной школе Светлана Михайловна Короткова, директор ГБОУ СОШНО 196.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка -детский сад 1» создано в 1970 году. В МБДОУ функционирует 6 групп, которые.
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 196» г. Пермь, ул. Стахановская, 51-А тел дошкольное учреждение комбинированного вида для детей.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Нижняя Салда.
КГСОУ «Ачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Комплексное сопровождение детей в образовательном процессе.
Модель коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи Е. Ю. Семенушкина, Е. Ю. Семенушкина, учитель начальных классов учитель начальных классов.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников Составила: Резепина Е.А. заведующий МДОУ детский сад 32.
КРО: организационно- педагогические аспекты Педагогический совет,
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 47 «ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА» г. Северодвинск Архангельской области.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
Транксрипт:

Интегрированное обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложным дефектом в развитии Структурное подразделение ГБС ( К ) ОУ 34 Заместитель директора по УВР Трунденко Н. Р.

Первоначально это структурное подразделение было организовано при участии инициативной группы родителей в 2004 году и представляло собой всего три класса ( три маленьких помещения ) с 6 учащимися, являясь только лишь маленькой частью специальной ( коррекционной ) школы 17 Невского района. Однако всего за 7 лет школа претерпела серьезные изменения и значительно выросла. С 2006 года является структурным подразделением ГБС ( К ) ОУ 34 Невского района, и в ее стенах по разным программам обучаются уже более 60 человек. Школу посещают дети Невского, Центрального, Красногвардейского, Фрунзенского, Московского районов, Всеволожский район Ленинградской области.

Интеграция – ( от латинского inteder- целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов. Ребенок со сложным дефектом в развитии, как и все остальные дети, испытывает потребность в любви и стимулирующей его развитие обстановке, он должен вести жизнь, в максимальной степени приближенную к нормальной. Лучшим местом для такого ребенка является не психоневрологический интернат, где осуществляется лечение, уход, а его родной дом, и обязанность местных властей способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в своих семьях. Учиться могут все дети значит всем им, независимо от тяжести нарушения в развитии, должна предоставляться возможность получить образование.

В настоящее время в России развивается две основные модели педагогической интеграции : интернальная ( интеграция внутри системы специального образования ) и экстернальная ( предполагающая взаимодействие специального и массового образования ). Формами экстернальной интеграции являются специальные классы в общеобразовательной школе и совместное обучение в одном классе. Для детей с тяжелыми формами нарушений в развитии возможна только социальная интеграция и частично – интернальная форма педагогической интеграции.

Контингент учащихся В школе обучаются дети со сложной сочетанной патологией. Ведущим нарушением развития является поражение центральной нервной системы, что влечет за собой нарушения опорно - двигательного аппарата, интеллектуальной, психической и эмоциональной сфер, а также органов слуха и зрения. Нарушения опорно - двигательного аппарата имеют различную степень тяжести от нарушений походки и мелкой моторики до невозможности самостоятельного передвижения и самообслуживания. В сочетании с двигательными проблемами наблюдаются разноуровневые поражения интеллектуальной сферы от задержки психического развития до выраженной степени умственной недостаточности, слабослышащие и слабовидящие дети, имеющие разные степени нарушений, речевые паталогии.

« Сложное нарушение » отражает сочетание двух первичных нарушений, каждое из которых является ведущим, так как обусловливает структуру нарушения, вызывая ряд взаимосвязанных вторичных и третичных отклонений. Поражение центрально- нервной системы Нарушения опорно- двигательного аппарата (96%) Нарушения интеллекта (79%) Задержка психического развития (21%) Паталогии речи (100%, из них – 19% алалия) Поражения органов слуха и зрения (2% и 8%) Нарушения эмоционально-волевой сферы (17%)

Тяжелые нарушения здоровья учащихся

Цель – создание условий для максимально эффективного развития, образования и всесторонней реабилитации детей с особыми потребностями с целью адаптации, социализации, интеграции в общество и подготовке к самостоятельной жизни. Оказание комплексной коррекционной помощи специалистами разных служб и ведомств, ориентированной на устранение индивидуальных проблем каждого ребенка. Поиск продуктивных методов и форм организации учебного процесса с учетом психофизических особенностей и специфики их нарушения у детей. Определение в качестве приоритетного направления коррекционной помощи социальной адаптации и развития индивидуального жизненного опыта ребенка на максимально доступном ему уровне.

Обеспечение вариативности форм обучения детей с комплексными нарушениями с учетом возможностей ребенка. Содержание большинства программ предполагает предметную подготовку с возможностью перехода на безоценочное обучение тяжелых детей или усложнение содержания по отдельным учебным дисциплинам для детей с более высоким уровнем развития.

Планирование содержания программы обучения и воспитания детей и подростков с комплексными нарушениями осуществляется с учетом уровня развития и компенсаторных возможностей, индивидуально - типологических особенностей, структуры нарушения и степени потребности в посторонней помощи, а не возраста ребенка.

Включение членов семьи в качестве активных участников коррекционного образовательного процесса. Использование вариативных форм работы с семьей.

Создание комфортных эмоциональных, эстетических и психологических условий для каждого ребенка, что является необходимым условием гармоничного развития, и для каждой семьи.

Учебная деятельность Обучение в условиях VI вида : по программе VII вида по программе VIII вида 1 вариант по программе VIII вида 2 вариант « Особый ребенок »

Условия организации образовательной среды Нормативно определена предельная наполняемость группы ( класса ) для детей со сложными нарушениями развития – 5 человек. Но в условиях интегрированного обучения количество детей может меньше. Организация щадящего режима предусматривает оптимальное чередование режима занятий и отдыха, определение доступной нагрузки индивидуально для каждого ребенка с учетом рекомендаций специалистов. Включение в структуру занятий физпауз. Рациональное чередование разных видов заданий : практических, игровых, речевых, познавательных с преобладанием практических. Непрерывное психологическое сопровождение обучения. Особая организация максимально насыщенной сенсорной среды для развития компенсаторных функций ребенка с опорой на все сохранные анализаторы. Разделение коррекционного пространства на зоны ( учебная, игровая, коррекционная, двигательная и др.) для оказания различных видов помощи. Введение дополнительных подготовительных ( пропедевтических ) этапов в программы предметного и беспредметного обучения и использование в обучении стратегии « маленьких шагов », т. е. разделение сложного алгоритма действий на составляющие, отработка каждого компонента с последующим объединением в единое действие.

Условия организации образовательной среды Параллельное использование материалов из различных разделов на всех занятиях, взаимосвязь и взаимодополнение программных тем. Составление индивидуальной программы на каждого ребенка с учетом уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Включение в учебный план специальных коррекционных занятий с учетом вида и структуры нарушений. Например, занятия ЛФК, логопедические занятия, СБО, ритмика и т. д. Ведение мониторинга за динамикой развития ребенка и усвоением программы на основе качественной оценки показателей. Оказание своевременной и доступной помощи на всех этапах обучения в ситуациях затруднения ( дифференцируемой по виду и степени ). Использование комплекса методов обучения с преобладанием наглядно - практических и игровых. Необходимость обновления и пополнения методической базы за счет использования современных технологий обучения с учетом структуры нарушения. Дифференциация форм обучения с учетом степени и структуры нарушений, уровня интеллектуального развития, потребностей ребенка в посторонней помощи ( предметное, беспредметное обучение ).

Образовательные технологии Разнообразие используемых технологий призвано способствовать развитию ребенка и выбору оптимального и эффективного маршрута его обучения : современное традиционное обучение, личностно ориентированное обучение, игровые технологии, проблемно - модульное обучение, исследовательские методы, технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения,

Образовательные технологии новые информационно - коммуникационные технологии, групповые технологии, метод проектов технология мастерских, элементы технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, элементы системы развивающего обучения Л. В. Занкова, интерактивное обучение, здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ.

Инновационные образовательные программы и технологии : Здоровьесберегающие « Программа двигательной активности »

Программа агротерапии на уроках трудового обучения

Арт - терапия

иппотерапия

Воспитательная работа Приоритетными задачами работы воспитателя с детьми со сложными проблемами развития являются : изучение интеллектуальных и психофизических возможностей детей ; анализ социальной ситуации развития ребенка в семье ; разработка программы воспитания в единстве с общей корреционно - реабилитационной программой ; повышение самостоятельности учащихся в условиях дома, школы ; воспитание нравственного поведения : норм и правил жизни в обществе ; развитие эмоциональной сферы ребенка ; включение родителей в школьную жизнь ребенка, и создание тем самым большего единства детей и родителей, понимание родителями не только проблем, но и возможностей детей ; и как конечный результат : социализация, адаптация ребенка к самостоятельной ( с учетом возможностей ) жизни.

Доступные условия сегодня

Доступные условия при передвижении

Специализированные средства

Школьные автобусы

Заключение Таким образом, модель интернальной педагогической интеграции является основной для детей со сложным дефектом в развитии. Интеграция предусматривает преодоление зависимости ребенка от ближайшего окружения, подготовку к самостоятельной жизни в обществе на максимально доступном уровне, а дифференцированное коррекционное воздействие предусматривает учет в коррекционной работе вариативности и специфичности структуры нарушения, а также уровня развития детей. На основании данного принципа подбирается вариативное содержание, методы и средства обучения, различные виды помощи детям ( направляющая, стимулирующая или обучающая ). Индивидуализация обучения предполагает разработку образовательного маршрута на каждого ребенка с учетом степени проявления нарушения, индивидуально - типологических особенностей, компенсаторных возможностей.