«Методика педагогических исследований» Юдин В.В. ГОAУ ЯРОСЛАВКОЙ ОБЛАСТИ "ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"
Курс «Методика педагогических исследований» Цель: формирование компетенций планирования, реализации собственного исследования, оформления и защиты его результатов. Объём часов, виды и формы обучения: 36 час (трудоёмкость 1 кредит), из них аудиторных - 8 часов, в том числе лекционных – 6 часов, практических – 2 часа. Необходимость пед. исследований - Развитие, инновации - норма (С-О и продуктивный типы ПП, жизнь динамично меняется, проблемы от неточности понятий, «целина» требует инструментария создания нового знания)
- Наука о том, как получать новое знание 1.Основа – системное видение образовательного процесса, разработки – конкретизация фундаментальных подходов (не алхимики), осведомленность в опыте других 2.Иерархия исследований (Фундаментальные – концепции, теории, принципы; Прикладные – решение практических проблем и задач; Разработки – программы, методические руководства) 3.Критерии оправданности инноваций: соответствие запросам, опора на базовые концепции, проверяемость (варифицируемость) – неопровержимость(фальсифицируемость), непротиворечивость, новизна 4.Итерационнность («маятник апробации»)
Характеристика курса Предполагается возможность освоения курса на 3-х уровнях: Ознакомительном (формально-репродуктивном); Стандартном (сущностном с элементами творчества); Продвинутым. Данный уровень предполагает субъектную позицию слушателя и ориентирован на освоение содержания для развертывания собственного научного исследования. Соответственно этим уровням предполагаются следующие выходы образовательного процесса и формы контроля : Знание основных положений методики НИР, подтверждаемое сдачей теста; Разработка аппарата исследования с обоснованием актуальности его элементов, например по теме собственной выпускной работы, с представлением соответствующей записки; Детальное обоснование актуальности планируемого исследования с методологической проработкой элементов аппарата исследования, подготовкой вводной части автореферата педагогического исследования и его защитой.
1.Методологические основы НИР и современного образования Лекция 1.Планирование НИР (аппарат исследования) Лекция 1.Планирование НИР (аппарат исследования) Практикум 1.Методы НИРЛекция 1.Проблемное поле образованияЛекция
БРС Вид работы БаллыОбязательные задания (по уровням) ОСП Написание теста Разработка аппарата исследования (записка)30 + Написание автореферата (введение)60 + Собеседование (зачетное занятие) Реферат15 / 25 + Ответы на семинаре (практикуме)10 Письменные ответы Дополнительные заданияДо 30 Бонус5 В с е г о:
Методологические основы современной педагогики Деятельностный подход. Принцип целостности. Законы педагогики. Базовые концепции (Б.С.Гершунский, Теория учебной деятельности, Концепция содержания образования, технологии). Вклад методологических школ (Г.П.Щедровицкий, М.А. Мкртчан, А.И. Громыко) История смены концептуальных подходов в отечественной педагогике. Примеры реализации методологических подходов (включая примеры ошибок и мифов).
«Над»системы объекта изучения Представления о человеке Теория личности Естественные механизмы развития (ум, эмоции, личность) Деятельность (личная, социокультурный опыт, общественная жизнь) Цель и сущность образования, закономерности Содержание образования Технологии педагогические Методики предметные и аспектные Лызь Н.А. О теоретико-методологических основах диссертационных исследований содержания общего образования. // Сб. научных статей Всероссийского семинара по методологии педагогики. Волгоград 2003г. – С 122 – 127.
Аппарат исследования Актуальность исследования. Таким образом, нами выявлено сложившееся противоречие. и позволило сформулировать проблему: Проблема исследования. … определило выбор темы «….» Объект исследования – Предмет исследования – Цель исследования – В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, …… при условии, если: Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования: … Теоретико-методологическую основу исследования составляют: Методы исследования. База исследования. Этапы исследования Научная новизна результатов исследования Теоретическая значимость исследования состоит в том, Практическая значимость исследования Основные положения, выносимые на защиту : Достоверность и обоснованность результатов исследования Апробация результатов исследования: Внедрение результатов исследования осуществлялось Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Элементы аппарата НИР Проблема Цель Т Е М А Гипотеза Проти вореч ия ЗАДАЧИЗАДАЧИ ПоложенияПоложения Рекомендации