Интеграция художественного образа в искусстве (на примере образа Демона)
Создатели образа М.Ю. ЛермонтовА.Г. Рубинштейн М. А. Врубель
Цель научно – исследовательской работы Цель: определение основных аспектов интеграции различных видов искусства. Задачи: 1) рассмотреть различные подходы интеграции; 2) систематизировать научно-методический материал; 3) провести сравнительно – сопоставительный анализ образа Демона в музыке, живописи и литературе.
Гипотеза Интеграция является одним из наиболее продуктивных путей усвоения учебного материала.
Интеграция Термин «интеграция» происходит от латинского слова integratio, что значит «восстановление, восполнение» (от integer – «целый»), и означает «процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации»
Обратимся к лермонтовскому образу Как было в тот святой, великий час, Когда от мрака отделился свет, И, ангел радостный, он в первый раз Взглянул на будущность. И сколько лет, И сколько тысяч лет с тех пор прошло! И он уже не тот. Его чело Померкло… он один, один… один… Враг счастья и порока властелин.
Цветовое содержание поэмы
ЕстественныеНе естественные Звонко бегущие ручьи; Терек ревет как горный зверь и птица; шум лесов; стозвучный говор птичьих голосов; играет ветер, шевелит траву; роптанье листьев; пенье вьюги; с берегом уныло шепталась горная река; поют соловьи; ревел и горных зверь и птица; блестит и пенится река; звучит зурна; колокол звенит; звонкие стремена; звонкие копыта; она плясала звук гитары; конь храпит; плач и стоны; рыдает Тамара; льются вина; в ладоши ударяя они поют и в бубен бьют; звуки песни; караван идет звеня; дикий крик и стон глухой; брызжущий фонтан; Музыкальное содержание поэмы
Обратимся к музыкальной интерпретации образа
Постановка оперы в Большом театре
Обратимся к врубелевскому образу
Демон сидящий Он вечно страдающий титан, в котором таится ураганная мощь, но эта сила остаётся неиспользованной, никому ненужной – он сидит в бездействии, хотя его мускулы напряжены. Он уныло – задумчив, его охватила тоска по миру, от которого он отторгнут. Демон – олицетворение печали и раздумья о несовершенстве мира.
Демон поверженный Страшное лицо, гневное, гордое. Безумный взгляд устремлён в небеса. Пропорции лица искажены, но на потемневшем, как старинная икона, лике светятся удивительно ясные глаза. Безжизненное тело распростёрто среди жёстких камней, покрытых странными крыльями, унизанными сказочными павлиньими перьями. Обречённость Демона сказалась не только в проигранном им сражении, но в ядовитой болезненности, отравившей его красоту, во всей «тупиковости» воплощённого в нём идеала. Но Демон не жалок, гордая непобеждённость показана даже в его падении. Рот мучительно искривлён, слабое, «пыточно – вывернутое» тело и величие несломленного гордого духа.
Глаза его печальны, грустны, возле них застыла прозрачная слеза…
Тамара в гробу…
Демон Одинокий, надменный, дух сомнения, открытый для добра, изгнанник. Сильный, противоречивый, трагически обреченный на одиночество. Образ человека с его наивысшими устремлениями, не находящий ответа своим сомнениям ни на земле, ни на небе. Лермонтов РубинштейнВрубель