М ЕТОД ПРОЕКТОВ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Автор проекта: Астахова М.Ю.
Экологические, социальные, экономические изменения в России, информатизация общества ставят перед географическим образованием задачи, связанные с развитием творческого мышления, продуктивной созидательной деятельности школьников как условиями их самореализации в жизни. Решение проблем развития у учащихся самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению на протекании всей жизни возлагался на метод проектов, т.е. внедрение учебных проектов в учебный процесс. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперёд». Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в освоении школьниками учебного географического материала и создание конкретного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализацию.
Метод проектов целесообразнее связать с практической деятельностью учащихся. Примером такой деятельности могут быть и научно- практические конференции, где проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью, и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой. При этом самостоятельное добывание знаний, необходимых школьникам в данный момент, делает процесс обучения географии активным и личностно значимым. При решении проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально-целостная (личностная), деятельная и творческая сторона. Работа над проектом в учебном процессе по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных).
Выполнение проектов предлагается в индивидуальном темпе, нередко в виде опережающих самостоятельных заданий исследовательского, практического характера под руководством учителя на основе собственного выбора цчащихся. Задачу личностно ориентированного обучения сможет решить педагог, который не только учит, но и понимает как ребёнок учится.
При выборе тем проекта для выкомииния учащихся в ходе изучения курса географии учитель ставит следующие цели: Формирование и развитие личности школьника Общепедагогическая цель Формирование географической культуры школьника Частнопедагогическая цель: Формирование знаний и умений, в которых география участвует наряду с другими дисциплинами. Формирование знаний и умений, составляющих специфику географии как наук.
Общеметодические цели: Знание, формирование научного мировоззрения; Формирование политехнических знаний; Формирование экологических знаний и умений. Формирование географического мышления; Формирование личного мировоззрения; Формирование географического языка; (в совокупности географической картины мира).
Частнометодические цели: Обучающие цели Развивающие цели Воспитательные цели
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГЕОГРАФИИ. О БОБЩАЯ ИХ, ВЫДЕЛИМ СЛЕДУЮЩИЕ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ТИПЫ ПРОЕКТОВ. КритерииТипы проектов Содержание Экологические, физико-географические, социально- экономический, комплексные, краеведческий, историко-географические. Уровень интеграции Монопредметные (выполняются на материале географии) Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по сменной тематике) Предметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) Продолжительность выполнения проектов Мини-проект (несколько недель) Средней продолжительности (несколько месяцев) Долгосрочные (в течение года) Количество участников проектаИндивидуальные, групповые, коллективные. Способ преобладающей деятельности Познавательные, творческие, игровые, практико- ориентированные, исследовательские. Использование средств обученияКлассические традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические) Информационные и коммуникативные (компьютерные) средства.
П РОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С УЧЁТОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ВЫДЕЛЕННЫХ ЭТАПОВ : ЦЕННОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО, КОНСТРУКТИВНОГО, ОЦЕНОЧНО - РЕФЛЕКСИВНОГО, ПРЕЗЕНТАТИВНОГО. ЭтапыДеятельность учителяДеятельность учащихся 1)Ценностный ориентированный Мотивация проектной деятельности: организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости. Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы. 1)Конструктивный Объединение учащихся в группы; консультация учащихся; стимулирование поисковой деятельности учащихся; помогает учащимся в поиске источников и сам является источником информации. Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально; составление плана; сбор материалов; поиск литературы; выбор формы реализации проекта. 1)Оценочно-рефлексивный Стимулирование и консультирование учащихся; координирует весь процесс. Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме. 1)ПрезентативныйПроектирование формы презентации; организация самооценки учащихся. Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; умение отвечать на вопросы по выбранной теме; отстаивание своей позиции. Самооценка собственной деятельности.
Проектное обучение ставит ребёнка в позицию учащегося, а не обучаемого.