Научно-исследовательская деятельность школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Advertisements

Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. И. Кант. И. Кант.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Заседание МО по теме: «Проектно-исследовательские методы обучения»
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
1Проблемные 2.Реферативные 3. Натуралистические 4.Описательные 5.Исследовательские.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Организация творческой исследовательской деятельности.
«Организация исследовательской деятельности учащихся». МОУ ГИМЦ г.Брянска лаборатория управления.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Научное общество учащихся (НОУ) «Мысль» Баганская СОШ 1 Руководитель: зам. директора по научно- методической работе Саженина Т.Е.
МОУ «Шумерлинская СОШ» Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Организация исследовательской деятельности учащихся Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет, Одно неведомое.
Научно-исследовательская работа учащихся ПОДГОТОВКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Транксрипт:

Научно-исследовательская деятельность школьников

– это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Научно-исследовательская деятельность школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике

Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ: Реферативные Экспериментальные Проектные Описательные Исследовательские

Алгоритм выполнения научно- исследовательской работы Диагностический этап Теоретический этап (этапы планирования) Теоретический этап (этапы планирования) Практический этап (этап выполнения) Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)

Информационный ресурс Статья Жилиной Елены Владимировны «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии»

Теоретический этап (этапы планирования) Важнейшими задачами данного этапа является анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, составление плана работы по теме исследования.

Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Определение области исследования Область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Определение проблемы и темы исследования. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска. Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.

Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Выбор объекта и предмета исследования Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Гипотеза исследования Гипотеза (основание, предположение) – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение.

Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Формулировка цели и задач исследования. Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы. Обычно цель формулируют со слов: - доказать - обосновать - разработать - объяснить - определить - установить Из поставленной цели вытекают задачи исследования. Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.) - выявить - определить - установить - изучить

Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Отбор методов исследования Метод исследования – это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические(сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).

Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Составление плана исследования. Поиск и отбор информации по теме исследования.

Практический этап (этап выполнения) На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно- исследовательскую работу. Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника.

Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ) На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для защиты научно- исследовательской работы.

Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Диагностический этап Целью диагностического этапа технологической цепочки по выполнению научно-исследовательской работы является найти ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования, психолого-педагогическую диагностику. На диагностическом этапе – целесообразно провести исследование релевантных условий образовательной среды ребенка (релевантность - уместность). Релевантные условия – это условия, которые создаются в той образовательной среде, где вы работаете и интенсивно используются учителем для организации исследовательской деятельности ученика. Прежде чем приступить к выполнению творческой работы нужно изучить уровень соматического, психологического и социального здоровья школьника, чтобы исследовательская деятельность не навредила здоровью ребенка. Изучение релевантных условий можно провести через медицинскую диагностику (выявить уровень физического здоровья, наличие хронических заболеваний и т.д.), психологическую диагностику (тип темперамента, изучение уровня тревожности, изучение особенностей адаптации к новым условиям и т.д.), педагогическую диагностику (уровень интеллектуального развития, развитие знаний, умений, навыков).