Москва, 25 февраля 2009 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ Лаборатория исследования гражданского общества Институт статистических исследований и экономики знаний Дорожная карта развития гражданского общества в России Ирина Мерсиянова Сергей Шашнов
2 Форсайт для гражданского общества В любом обществе сосуществуют и конкурируют различные представления о том, какими должны быть ориентиры развития гражданского общества и как достигать этих ориентиров Однако какие бы ориентиры не выбирались, исключительно важно обеспечить соответствие целей и средств, маршрутов достижения целей Ученый не может и не должен навязывать обществу свои представления о целях общественного развития, но он может предложить инструментарий оптимальной трансформации целей во внутренне непротиворечивые и оптимальные дорожные карты Мы демонстрируем, как это сделать, исходя из тех целевых ориентиров, которые содержатся в ежегодных докладах Общественной палаты РФ
3 Форсайт для гражданского общества Новый подход к определению перспектив развития гражданского общества Увеличение спроса на знания о будущем Новые принципы разработки политики Комплексное исследование ситуации без значительного ее упрощения Ценность прямых результатов (аналитические материалы, отражающие видение будущего, рекомендации по важнейшим направлениям развития и планы действий) Значительная польза, приобретаемая участниками процесса Форсайта концентрация на долгосрочной перспективе, более ясное стратегическое видение и развитие культуры целеполагания осуществление коммуникаций, обмен информацией, формирование нового знания достижение консенсуса
4 Дорожная карта Разработка и визуальное представление среднесрочной стратегии развития сектора, отрасли, компании Моделирование развития от будущего к настоящему Временной горизонт 5-15 лет Построение модели в виде схемы-маршрута, которая последовательно приводит к заранее установленной совокупности целей (через решение промежуточных задач) синхронизированная многослойная схема акцент на согласование временных координат событий и действий Представление результата в максимально четкой и понятной форме Основа для принятия текущих решений в соответствующей области
5 Построение дорожной карты для гражданского общества Определение ее цели, решаемых задач и временных рамок Выбор возможных направлений и приоритетов развития гражданского общества Определение системы необходимых мер и точек их наиболее перспективного приложения Построение траекторий достижения поставленных задач и отражение альтернативных вариантов Разработка методологии и выбор методов Привлечение участников (экспертов, лиц, принимающих решения, других заинтересованных участников) Сбор и синтез информации Формирование дорожной карты Распространение результатов и стимулирование создания альянсов участников
6 Опора на лучший мировой и отечественный опыт Использование и анализ информационных источников (стратегические документы, мониторинг ГО, обзоры и др.) Прозрачность и верифицируемость методологии и источников информации Комплексное использование различных методов Участие ведущих экспертов и привлечение представителей гражданского общества Широкое распространение и обсуждение результатов Базовые принципы построения дорожной карты
7 Контент- анализ Креативность Взаимо- действие Экспертиза Доказательность Обзор литературы Wild-cards Фокус- группы (очные и он-лайн) Построение сценариев Дорожная карта Интервью Опросы населения Выбор методов
8Сценарии Цель подготовки сценариев – представить возможные картины и образы будущего, отразить альтернативные пути их достижения Каждый сценарий дает описательное представление ситуации в будущем каждая ситуация охватывает одно или несколько событий, состояние которых (его изменение) обусловлено наиболее важными факторами Сценарии посвящены событиям и тенденциям, которые являются предметом наибольшего интереса и беспокойства основываются на ключевых драйверах, влияние которых в значительной степени предсказуемо или предопределено акцентируются на тех элементах, с которыми связана значительная неопределенность Высокая степень неопределенности предопределяет существование альтернативных сценариев Подходы к построению сценариев исследовательский подход использование результатов экспертных опросов, SWOT-анализа, техники сценарных осей и др.
9 Технологические аспекты адаптации социально-незащищенных групп в Японии Технологические аспекты адаптации социально-незащищенных групп в Японии ( пример построения контура сценария, по материалам 8 НТ Форсайта, 2004 г.) События Время Региональная система безопасности, к которой подключены домашние охранные системы, с использованием персональных роботов, способных оказывать очень широкий спектр услуг - помощь при катастрофах и несчастных случаях, предотвращение преступности, услуги по уходу и многое другое (индекс важности - 53 ) Технология помощи людям, не способным к устному или письменному общению из-за болезни или по иным причинам, путем создания механизмов телепатического общения через прямое восприятие мозговой активности (индекс важности - 57 ) Система, которая позволит молодым людям, не способным поддерживать общение обычными способами, общаться с другими людьми, не встречаясь с ними лично (индекс важности - 46 ) Рабочие места, на которых престарелые и инвалиды смогут комфортно и эффективно трудиться, и технологии создания таких рабочих мест и необходимого оборудования (индекс важности - 69 ) Возможность подавать заявления и иные официальные документы в государственные учреждения через Интернет (индекс важности - 59 ) Информационная служба, деятельность которой направлена на снижения уровня обеспокоенности людей приближающейся старостью - через оказание помощи в принятии решений, основанных на прогнозах будущей ситуации (индекс важности - 55)
10 Техника сценарных осей Повышение уровня жизни Соблюдение правовых норм Снижение уровня жизни Рост социальной сплоченности Пренебрежение правовыми нормами Уменьшение социальной сплоченности Уменьшение роли общественных организаций Сценарий 1 Сценарий 4 Сценарий 2 Сценарий 3 Сценарий 4 Сценарий 1 Сценарий 3 Сценарий 2 Факторы ( социально- культурная динамика, уровень, качество и образ жизни, характеристики человеческого потенциала и др.) Неопределенности (политическая ситуация, международная обстановка и др.) Рост роли общественных организаций
11 Сценарии развития гражданского общества в России - 1 Сценарий 1 «Общество солидарности» Высокая социальная активность населения на фоне роста доходов и образовательного уровня населения, сопровождающаяся укреплением социальной базы гражданского общества (увеличение доли ядра и уменьшение буферной зоны). Преобладание восприятия общества как сплоченного среди большинства населения. Рост доверия, ответственности, ощущения своих возможностей оказывать влияние. Деятельность Третьего сектора обладает свойством устойчивости, в том числе за счет хорошего кадрового обеспечения. Услуги НКО являются востребованными со стороны органов власти и бизнес-структур. Вклад Третьего сектора в ВВП не меньше, чем в развитых западных странах.
12 Сценарии развития гражданского общества в России - 2 Сценарий 2 «Инерционное общество» Функционирование институтов гражданского общества проявляется в конкретных практиках, однако вовлеченность в них россиян находится на низком и среднем уровне. Одновременно существуют категории, проявляющие себя наиболее активно (люди с высшим образованием, традиционная интеллигенция и др.). Организации Третьего сектора разнообразны, однако неустойчивы. Отдельные виды НКО могут вносить вклад в решение вопросов местного значения. Наиболее развиты формы взаимодействия с властями на муниципальном уровне. Общественная активность по месту жительства имеет тенденцию приватизации органами местного самоуправления.
13 Сценарии развития гражданского общества в России - 3 Сценарий 3 «Общество социальной пассивности» Низкие показатели социальной активности населения, готовности объединяться с другими людьми, неразвитость установок на участие в практиках гражданского общества. Слабая социальная база гражданского общества, ее периферию составляет более половины населения. Неустойчивый Третий сектор из-за слабости ресурсной базы, в первую очередь – кадры (сотрудники и добровольцы). Формы взаимодействия с властями не многообразны, преобладают нематериальные формы. НКО не рассматриваются как ресурс социально- экономического развития муниципалитетов, регионов, и страны в целом.
14 В некоторых развитых странах большинство граждан участвуют в работе общественных, религиозных, благотворительных и других негосударственных некоммерческих организаций, чтобы совместно решать свои проблемы и помогать другим людям, а также контролировать действия властей. По Вашему мнению, нужно или не нужно, чтобы в данном отношении наша страна к 2020 году стала похожей на эти развитые страны? Результаты всероссийского репрезентативного опроса населения, проведенного ЛИГО ГУ-ВШЭ (разработка программы исследования, включая инструментарий, анализ полученных данных) и ВЦИОМ (сбор информации) в декабре 2008 года. Объем выборочной совокупности – 1600 чел.
15 По Вашему мнению, к 2020 году большинство россиян будут или не будут участвовать в работе общественных, религиозных, благотворительных и других негосударственных некоммерческих организаций для совместного решения своих проблем и помощи другим людям, а также для контроля действий властей? Результаты всероссийского репрезентативного опроса населения, проведенного ЛИГО ГУ-ВШЭ (разработка программы исследования, включая инструментарий, анализ полученных данных) и ВЦИОМ (сбор информации) в декабре 2008 года. Объем выборочной совокупности – 1600 чел.
16 Какие из перечисленных условий, на Ваш взгляд, наиболее важны для того, чтобы большинство россиян стали участвовать в работе общественных и других негосударственных некоммерческих организаций? 16 Результаты всероссийского репрезентативного опроса населения, проведенного ЛИГО ГУ-ВШЭ (разработка программы исследования, включая инструментарий, анализ полученных данных) и ВЦИОМ (сбор информации) в декабре 2008 года. Объем выборочной совокупности – 1600 чел.
17 Как Вы считаете, возможность России стать ведущей мировой державой к 2020 году зависит или не зависит от участия рядовых граждан в деятельности общественных и других негосударственных некоммерческих организаций? 17 Результаты всероссийского репрезентативного опроса населения, проведенного ЛИГО ГУ-ВШЭ (разработка программы исследования, включая инструментарий, анализ полученных данных) и ВЦИОМ (сбор информации) в декабре 2008 года. Объем выборочной совокупности – 1600 чел.
18 Основные элементы дорожной карты Направления, приоритеты, задачи Проекции, области применения (рассматриваемые аспекты) Система мер для достижения целей, возможные варианты развития Барьеры, критические факторы
19 Стратегическое направление создание общества свободной самоорганизации, представляющего собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющие гражданам, их добровольным объединениям наиболее полно реализовывать свои интересы и инициативы, вести конструктивную социальную деятельность и равноправный диалог с властью. ! Определение целей развитие гражданского общества – предмет политического выбора. ! Наше представление – результат научного поиска, результат реализации научно-исследовательских процедур.
20 Цели Укрепление социальной базы гражданского общества; Повышение качества институтов гражданского общества; Расширение многообразия и распространенности социальных практик гражданского общества; Снижение региональных различий с точки зрения благоприятности предпосылок для развития гражданского общества; Широкое распространение ценностей гражданского общества – инициативность, общественная активность, альтруизм и др. Соответствие качества человеческого потенциала интересам формирования гражданского общества в России. Установление стабильной обратной связи органов власти с населением через институты гражданского общества; Расширение возможностей для самореализации граждан; Повышение уровня доверия населения институтам и структурам гражданского общества.
21 Проекции развития гражданского общества Институциональная Социо-структурная Человеческий потенциал
22 Система мер Повышение устойчивости функционирования НКО Развитие практики благотворительной деятельности и добровольчества физических лиц Развитие практики благотворительной деятельности и поддержки добровольчества на предприятиях Обеспечение эффективной поддержки благотворительной деятельности и добровольчества на региональном и муниципальном уровнях Формирование положительных установок граждан, связанных с участием в социальных практиках гражданского общества Расширение спроса органов власти бизнес-организаций на услуги НКО Развитие инфраструктуры информационно-консультационной поддержки деятельности НКО Развитие гражданского образования Развитие территориального общественного самоуправления Мониторинг состояния гражданского общества Мониторинг деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по развитию институтов гражданского общества
23 Критические факторы Качество и уровень жизни населения, образ жизни Культурная интеграция общества Состояние института прав и свобод Социо-структурная динамика Международная обстановка И другие
24 Дорожная карта
25 Благодарим за внимание! Мерсиянова И.В.: Шашнов С.А.: