Инновационные процессы в библиотечном деле Профессор Т.Я. Кузнецова Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма Москва, Россия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Корпоративная база данных - online «Центральные библиотеки субъектов РФ» Российская национальная библиотека Научно-методический отдел библиотековедения.
Advertisements

Укрепление сетевого взаимодействия – стратегия развития библиотек Архангельской области И.П.Тикунова, ученый секретарь Архангельской областной научной.
Конференция EVA Москва, 4 декабря 2008 года © Маркарова Тамара Сергеевна НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Москва. +7 (495)
. Вступление Мультимедийные технологии - представление информации в различных формах, предназначенное для эффективного наглядного восприятия. В современном.
Об опыте регулярных и нерегулярных исследований состояния системы образования в регионе Чупин В.Н., директор Регионального центра мониторинга в образовании,
Фролов В.В. Начальник отдела дополнительного образования, воспитания детей и молодежи.
Отражение структуры профессиональной деятельности в образовательных программах подготовки специалистов библиотечно - информационной сферы ЛИ МАРИНА ГЕННАДЬЕВНА,
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ДОД «Федеральный детский эколого-биологический центр» Программа развития Федерального детского.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Актуальные проблемы развития системы центров по работе с книжными памятниками И.П. Тикунова, начальник Управления системой фондов РГБ,
1 Информационно- библиотечный центр школы как главный ресурс реализации ФГОС Информационно- библиотечный центр школы как главный ресурс реализации ФГОС.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
«Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование» ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский.
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ.
Школа-лаборатория инновационного развития как форма научно-методического сопровождения инновационных процессов в образовании региона Фокина О.А., к.п.н.,
Обновление работы школьной библиотеки в современных условиях. Зверева И.Н. – директор МБОУ «Нежнурская СОШ» Килемарского района Республики Марий Эл.
Оценка качества услуг – актуальная проблема библиотечного менеджмента И.П. Тикунова, ученый секретарь Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А.
И.П. Тикунова, заведующая НИО редких книг Российской государственной библиотеки,
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Транксрипт:

Инновационные процессы в библиотечном деле Профессор Т.Я. Кузнецова Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма Москва, Россия

Факторы инновационных преобразований деятельности библиотек 1.Внешние: Новая политическая и социально-экономическая стратегия развития государства; Регионализация социально-экономической жизни страны, формирование института местного самоуправления и муниципализация социо-культурных объектов в рамках административной реформы; Глобальный процесс информатизации общественного развития; Формирование рынков информационных продуктов и услуг; Реорганизация системы образования;

2. Внутренние: Формирование законодательных основ библиотечного дела и региональной правовой среды функционирования библиотек; Внедрение в библиотечные процессы современных информационных технологий; Изменение видовой структуры информационно- библиотечных ресурсов; Трансформация общественных информационных потребностей и новые возможности их удовлетворения в условиях библиотек; Освоение методологии библиотечного менеджмента и маркетингового инструментария; Развитие экономической деятельности библиотек Консолидация библиотечного сообщества, новые формы профессиональных коммуникаций

Основные блоки библиотечных инноваций 1. Коммуникативно-социальный блок Формирование новых коммуникативно-социальных взаимоотношений в системе «библиотека – общество» 2. Инструментально-технологический блок Внедрение электронных технологий во все процессы деятельности библиотек 3. Функционально-содержательный блок Расширение содержательного и функционального диапазона деятельности библиотек как информационных, культурных и образовательных учреждений 4. Организационно-управленческий блок Внедрение новых форм и методов управления библиотекой на основе достижений теорий и практики библиотечного менеджмента, социо-культурного и информационного маркетинга, структурное реформирование библиотек 5. Хозяйственно-экономический блок Освоение инструментария хозяйственной деятельности библиотеки как субъекта рынка информационных продуктов и услуг

Инновационные преобразования в отдельных функциональных направлениях деятельности библиотек Комплектование и сохранность фондов. Новая книгоиздательская и книготорговая политика и новые технологии комплектования фондов Усложнение критериев качественного отбора документов Электронные носители информации и их аккумулирование в фондах Проектная деятельность по формированию библиотечно- информационных ресурсов (Мегапроект «Пушкинская библиотека») Концептуальный подход к сохранности фондов (в рамках Национальной программы сохранения библиотечных фондов РФ)

Формирование информационно-ресурсной базы библиотек. Обеспечение доступа к информационным ресурсам Новая идеология позиционирования библиотеки как информационного центра: идея доступа к информации преобладает над идеей владения ею Тенденция функциональной специализации (Центры правовой, деловой, экологической и др. информации, информационная поддержка местного самоуправления, содержательно-функциональная специализация филиалов ЦБС) Новые информационные продукты и услуги, информационный сервис: развитие библиотечно-информационного обслуживания на платной основе создание библиографических, фактографических и концептографических (полнотекстовых, гипертекстовых и др.) БД обслуживание удаленных пользователей в режиме on-line использование Интернет-ресурсов виртуальное справочно-библиографическое обслуживание (виртуальная справка) электронная доставка документов и информации (ЭДДИ) включение в создание корпоративных информационно-библиотечных ресурсов (на региональном, межрегиональном и всероссийском и международном уровнях: Национальная программа ЛИБНЕТ, АРБИКОН, МАРС, корпоративная сеть библиотек Урала и др.) создание сайтов библиотек

Краеведческая деятельность Формирование нового смыслового контента библиотечного краеведения Региональная специализация в области создания источников краеведческой информации Научно-исследовательское направление Расширение типологического диапазона краеведческих изданий (энциклопедии, справочники, региональные издания типа «Books in print», Память региона и др.) Музеефикация библиотек

Методическая работа Децентрализация методического руководства, ослабление деятельности всероссийских научно-методических центров Усиление региональной научно-исследовательской базы методической работы Изменение функциональной ориентации методической деятельности, новая система приоритетов Структурная перестройка методических служб Новая формула методического обеспечения библиотечной деятельности: профессиональная рефлексия инновационный опыт методическая служба библиотечная практика

Управление библиотечной деятельностью Формирование регионального библиотечного законодательства, статус библиотек как юридических лиц Новый управленческий инструментарий: библиотечно- информационный менеджмент и маркетинг (программное управление, проектная деятельность, PR-технологии и реклама), мониторинг, внедрение менеджмента качества в систему управления Новая кадровая политика. Разработка персонал –стратегий Социальное партнерство: библиотеки и власть, библиотеки и социо-культурная среда, библиотеки и бизнес, библиотеки и общественные организации

Развитие профессиональных библиотечных коммуникаций Консолидация библиотечного сообщества. Создание РБА Формирование системы постоянно действующих площадок для профессиональных коммуникаций: ежегодные сессии РБА, Крымские конференции, Либком, Всероссийские совещания директоров федеральных и региональных библиотек, Библио-караван и др. Активизация контактов по линии непрерывного библиотечного образования (всероссийские образовательные проекты АПРИКТ, региональные и межрегиональные обучающие семинары, тренинги и т.п.) Значительное расширение профессиональной печати, в том числе региональной, публицистическая активность профессионального сообщества Развитие международных библиотечных контактов (стажировки за рубежом, участие в сессиях ИФЛА, INTAMEL, Online Information, профессионально-образовательных турах, организация международных встреч, в т.ч. на базе региональных библиотек, участие в реализации долгосрочных международных проектов и программ.