Применение украшений на мебели и других изделиях из древесины имеет многовековую историю. Наиболее распространенные виды декорирования мебели в прошлом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды резьбы: 1) Рельефная резьба 2) Плоскорельефная резьба 3) Прорезная резьба 4) Скульптурная резьба 5) Домовая резьба.
Advertisements

Автор : Павлов Николай Борисович. Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность, украшаемая изделие или заготовки,
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ ПЛОСКОВЫЕМЧАТАЯ (углубленная) ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЛЬЕФНАЯ ПРОРЕЗНАЯ (ажурная) СКУЛЬПТУРНАЯ (объемная) ДОМОВАЯ (корабельная)
Презентация по технологии по темам : Соединение вполдерева Соединение вполдерева Отделка изделий резьбой по дереву Отделка изделий резьбой по дереву Миасс.
Виды резьбы Резьбу по дереву в зависимости от ее вида и техники исполнения трудно четко разделить на группы и дать им точное название или определение.
Краткое знакомство с резьбой по дереву. Древесина, применяемая при резьбе. Инструменты для контурной резьбы. Художественные особенности контурной резьбы.Художественные.
Художественная обработка древесины. Резьба по дереву.
Работу выполнил ученик 10 класса МАОУ «Гимназия 6» Тарасов Вячеслав.
Значение народных ремесел в развитии национального искусства славян Потайчук А.А. ГБОУ СОШ 551.
Геометрическая резьба по дереву. Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть.
Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть помыслить, подумать, каким образом.
МОУ ТИХОНОВСКАЯ ООШ УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ Серяков Михаил Юрьевич.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Никаноровская средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области Учитель технологии.
Художественная обработка древесины. Это – древнейшее ремесло. В деревянном зодчестве человек находил пользу и красоту, украшал жилище резными деревянными.
Презентация х удожественная обработка древесины.
Художественная резьба. Художественная резьба. Роспись изделий. Роспись изделий. Автор: Иванова О. Н. Автор: Иванова О. Н.
«Построение и вырезание геометрических орнаментов»
Т Е К С Т У Р А В Е Р С Т А К И З Д Е Л И Е Е Л Ь Д У Б М А С Т Е Р С К А Я 1. Рисунок на поверхности древесины. 2. Рабочее место для обработки.
ВЫШИВКА 1 часть Учитель технологии Низамова Елена Геннадьевна.
Контурная резьба. Составил учитель трудового обучения МСКОУ « Целинная СКОШИ VIII вида» Киселев А.А.
Транксрипт:

Применение украшений на мебели и других изделиях из древесины имеет многовековую историю. Наиболее распространенные виды декорирования мебели в прошлом резьба, токарная обработка, мозаика по дереву и роспись. В условиях современного массового и крупносерийного производства мебели целесообразно применение лишь таких декоративных средств и приемов, выполнение которых может быть механизировано. К ним относятся рельефные декоративные элементы из древесины, металла и пластмасс (в том числе имитирующие резьбу по дереву) и плоскостные, создаваемые посредством различных способов печати (в том числе имитация мозаики по дереву).

Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная, или объемная; домовая (корабельная). Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения па разновидности.

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне

Один из самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих па поверхности узор из геометрических фигур треугольников, квадратов, окружностей.

характеризуется неглубокими тонкими двугранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. В отличие от геометрической в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почти нет.

Заоваленная резьба, так же как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона более отлого В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу заоваленной с подушечным фоном.

Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оста пленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Различают барельефную резьбу резьбу с низким рельефом и горельефную резьбу с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени.

Прорезной называется резьба, у которой фон удален. Прорезная резьба может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы. Плоская прорезная резьба нередко применялась для украшения старинной русской мебели. На рис. 7 показано кресло, выполненное из древесины сосны с плоской прорезной и контурной резьбой (конец XVII в.). При применении такой резьбы в шкафчиках и ширмах под нее в качестве фона подкладывают яркую ткань.

Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе в объемной резьбе объект изображается всесторонне.

Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы и долот и применяется для украшения деревянных построек. Хотя домовая резьба была развита уже в XVI в., до нас дошли образцы, относящиеся к XIX в. Деревянные постройки, украшенные резьбой, сохранились главным образом на севере нашей страны и в Поволжье.

Геометрическая резьба состоит из различных комбинаций нескольких основных элементов, выполняемых ножом-косячком и полукруглыми стамесками. Самые простые элементы геометрической резьбы - двугранные выемки прямолинейной или криволинейной формы, различной ширины и глубины. При повторении прямых выемок, расположенных вертикально или под углом, создается узор, получивший в терминологии народных промыслов название лесенки.

Геометрическая резьба наиболее легко, быстро и чисто выполняется на древесине липы. Для упражнений используют дощечки-заготовки размером 250х100х20 мм. Дощечка должна быть тщательно выстрогана (строго под угольник), ее торцовые кромки должны быть перпендикулярны продольным. Поверхность дощечки зачищают рубанком или фуганком. При разметке геометрической резьбы обычно вычерчивают только основные линии рисунка, а мелкие детали выполняют косячком на глаз соответственно узору. Приемы разметки орнаментов геометрической резьбы одни и те же независимо от того, выполняется резьба на заготовке или на собранном изделии.

На приготовленную для резьбы заготовку наносят сетку из квадратов со сторонами 10 мм Сначала режут выемки поперек волоком древесины, затем вдоль, Упражнение выполняют сидя, с помощью косячка. Выемка поперек волокон древесины. Заготовку закрепляют клинками так, чтобы направление волокон древесины было параллельным краю верстака- Косячок берут в правую руку так, чтобы пальцы, сжатые в кулак, обхватили плотно его ручку, а мизинец находился у нижнего края ручки. Большой палец должен упираться в ручку. Начинают резьбу с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят носком лезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклоном к себе, чтобы при погружении носка в древесину пятка косячка была выше поверхности заготовки. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. Если косячок идет тяжело, то пятку слегка приподнимают. В конце прорези пятку погружают в древесину. Можно прорезать конец линии, отклонив косячок от себя, носком лезвия. Нужно стараться не перерезать линию, ограничивающую орнамент. Таким образом прорезают все средние линии на заготовке. Резать нужно по прочерченным карандашом линиям, держа косячок строго в вертикальной плоскости и погружая его на одинаковую глубину.

Трехгранные выемки (треугольники) по технике выполнения могут быть: равнобедренными с углублением в вершине (уголки); равносторонними с углублением в центре; равнобедренными с углублением у основании (чаще всего вытянутыми в виде лучей). Упражнения следует начинать с наиболее простых трехгранных выемок уголков. Резьба узора из уголков. Предварительно на заготовку наносят горизонтальные и вертикальные линии на расстоянии 10 мм одна от другой. Проводя наклонные линии в двух направлениях, разбивают квадраты на треугольники. Держа косячок вертикально, надрезают стороны треугольников от вершины к основанию. Глубина реза у вершины должна быть максимальной, а у основания сведена на нет. Надрезы нужно делать строго вертикально и на одинаковую глубину. Рез не должен пересекать горизонтальную черту

Лунки можно резать по-разному, получая различную форму рельефа. Рассмотрим несколько вариантов резьбы лунок. Вариант 1. Лунки режут с углублением у овального контура: средняя линия получается выпуклой (рис. 16, а). На заготовку наносят сетку из квадратов. Из центра каждого квадрата проводят циркулем окружность так, чтобы квадрат оказался вписанным в нее. Резьбу выполняют косячком и полукруглой стамеской, ширина которой должна соответствовать стороне квадрата, а профиль дуге окружности. Стамеску ставят вертикально на линию дуги окружности. Слегка нажимая на черенок, углубляют ее в древесину на 23 мм (режут тычком). Таким образом делают надрезы лунок первого вертикального ряди, расположенных поперек волокон. Затем косячком срезают грани к основанию надреза так же, как при подрезке уголков. Грани получаются плоскими. ри надрезке верхней дуги стамеску перемещают справа налево, нижнейслева направо. Резать тычком в данном случае нельзя, так как может произойти отщепление волокон и резьба получится нечистой. Косячком подрезают плоские грани. Вариант 2. Лунки режут с углублением но средней линии: грани получаются вогнутыми (рис. 16, б). Сначала косячком делают вертикальный надрез по средней линии, а затем соответствующей по размеру и профилю стамеской подрезают грани лунок

Освоив резьбу основных элементов геометрической резьбы, приступают к выполнению орнаментов. При выполнении первого орнамента, показанного на рис. 17, применяют один косячок. При резьбе второго орнамента, приведенного на рис. 17, кроме косячка используют полукруглую стамеску для резьбы лунок-ноготков. Розетку с криволинейными гранями лучей выполняют косячком. Геометрической резьбой можно украсить мелкие бытовые предметы и мебель. При составлении собственной композиции не следует стремиться заполнить резьбой всю поверхность изделия. Необходимо добиваться гармоничного сочетания резного узора с плоскостью фона. Именно этот контраст и создает подлинную красоту резного украшения.