ПОНЯТИЕ как форма мышления. В понятии отражаются существенные признаки предметов Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. КАК ОБРАЗУЮТСЯ ПОНЯТИЯ.
Advertisements

ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. КАК ОБРАЗУЮТСЯ ПОНЯТИЯ.
Тема 12 Предмет и задачи логики. Понятия. План: 1. Смысл и понятия «логика» 2. Основные законы и формы мышления 3. Понятия и его формы 4. Логические операции.
Виды понятий ЭВсБ11 1. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. 2. Виды понятий. Отношения между понятиями.
1 из 16 Как образуются понятия. 2 из 16 Формирование понятий Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение.
Логика II. Понятие как форма мысли. Понятие как форма мышления 1. Что такое понятие. Понятие и чувственные формы познания. 2. Основные логические приемы.
6 класс АнализСинтезСравнение АбстрагированиеОбобщение Основные логические приёмы формирования понятий.
Понятие – форма мышления человека Дмитрий Тарасов,
1 Человек и информация. 2 Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Сообщение, полученное человеком, может пополнить.
Понятие, его общая характеристика. Виды понятий..
Урок-повторение Человек и информация © А.С. Гусева,
1 из 16 2 из 16 Формирование понятий Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение.
Признаки объекта Признаки объекта Существенные Несущественные Понятиями пользуемся, когда думаем.
Анализ –разделяет целое на части; Синтез – составляет из частей единое целое.
Понятие Как образуются понятия Определение понятия ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ.
Л.Л. Босова, УМК по информатике для 5-7 классов Москва, 2007 ПОНЯТИЕ Понятие личности Понятие красоты.
1. Информация для человека – это… знания, которые он получает из различных источников.
Л.Л. Босова, УМК по информатике для 5-7 классов Москва, 2007 ПОНЯТИЕ Понятие личности Понятие красоты.
Л.Л. Босова, УМК по информатике для 5-7 классов Москва, 2007 ПОНЯТИЕ Понятие личности Понятие красоты.
Понятие Как образуются понятия Определение понятия ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ.
Транксрипт:

ПОНЯТИЕ как форма мышления

В понятии отражаются существенные признаки предметов Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга Понятие как форма мышления

Существенные признаки – это те, каждый из которых взятый отдельно, необходим, а все вместе, достаточны, чтобы можно было с их помощью отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс несущественныесущественные Признаки Понятие как форма мышления

Логические приемы для выделения существенных признаков: Анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков Анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других

Содержание и объем понятия Содержание понятия – совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии Объем понятия – совокупность (класс) предметов, которая мыслится в понятии.

Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятия: Чем шире объем понятия, тем уже его содержание и наоборот

Отношения между понятиями По наличию признаков: Понятия несравнимые сравнимые совместимые несовместимые

Отношения между понятиями СодержаниеОбъем 1. Равнозначные РазличаютсяСовпадают 2. Перекрещивание Объемы частично совпадают 3. Подчинение (субординация) Объем одного включается в объем другого, но не исчерпывает его ABAB AB B A Совместимые понятия

Отношения между понятиями 1. Соподчинение - Это отношение между объемами 2х или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому, более общему родовому понятию 2. Противоположности (контрарности, анонимы) - Это отношение между объемами 2х понятий, которые являются видами одного и того же рода, притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и замещает их другими, исключающими 3. Противоречия (антонимы) - Это отношение между двумя понятиями, которые являются видами одного и того же рода, и при этом первое понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими Несовместимые понятия С A B С A B С A B

По объему: Понятия ЕдиничныеОбщие Пустые

По содержанию: Понятия Конкретные (отраженные) Абстрактные (мыслимые) Класс предметов, например: дом, землетрясение Отдельные признаки, например: белизна, честность

По содержанию: Понятия ОтносительныеБезотносительные Существование одного предмета предполагает существование другого, например: дети – родители, ученик – учитель. Понятия, которые мыслятся самостоятельно, например: дом, человек

По содержанию: Понятия ПоложительныеОтрицательные Характеризуют в предмете наличие того или иного качества, например: грамотный человек Означают отсутствие тех или иных качеств, например: некрасивый поступок

Отношения между понятиями По содержанию: Понятия СобирательныеНе собирательные Группа мыслится как единое, например: стадо, стая, созвездие Понятие можно отнести к каждому предмету данного класса, например: река, игрушка