Организация групповой работы
Цели Рассмотреть этапы организации групповой работы Рассмотреть принципы формирования групп Представить примеры формирования групп и распределение по группам Рассказать о подготовке к выполнению группового задания Представить форму групповой работы Рассказать о завершении групповой работы
При организации групповой работы можно придерживаться следующих этапов, рекомендуемых Г.К.Селевко: 1.Подготовка к выполнению группового задания. 2.Групповая работа. 3.Заключительная часть.
Особое внимание уделяется формированию групп Существует два основных принципа формирования – свободное (по желанию) и организованное педагогом. Предпочтение отдается организованным группам т.к. симпатии учащихся не позволяют сформировать группы необходимые для работы на уроке (с учетом содержания материала, планируемых форм организаций их деятельности), но при этом учитывается и мнение учащихся, называется это полуорганизованными группами.
Примеры способа формирования групп: 1.педагог называет количественный состав группы, дает две - три минуты на сбор групп, иногда распределяет только «лидеров», остальных они набирают сами; 2.учащиеся при входе берут карточки, определяющие их место в группе; 3.на столе заданием вниз лежат карточки, которые объединены общей темой. Задание учащимся - быстро организовать тематические группы.
Организованное распределение происходит следующим образом: на столах заранее подготовлен список участников микрогруппы; при входе в класс раздают учащимся карточки-пропуски к тому или иному учебному столу; учащиеся знают, что на столе с литерой "А" находятся более сложные задания, на столе с литерой "В" - более легкие, поэтому каждый выбирает себе задание по силам, а вместе с ним и номер группы, в которой он будет работать.
Подготовка к выполнению группового задания: постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если вырабатывается самими учащимися); раздача дидактического материала по группам
Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения); подведение итогов группового задания, выводы.
Заключительная часть: презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом; анализ познавательной задачи; рефлексия; общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи; дополнительная информация учителя на группу.