Организация проектно- исследовательской деятельности дошкольников Материалы к лекции и практикуму Федоскиной О.В., доцента кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО, к.п.н
Мои способности обнаруживались лишь тогда, Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном, творческом состоянии … когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном, творческом состоянии … Н.А. Бердяев «Самопознание» Н.А. Бердяев «Самопознание»
Литература в помощь
Рассмотрим понятия Проект – от лат. projectus «брошенный вперёд», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Проектирование превращается в процесс создания проекта. Творчество по плану…
Исследование - бескорыстный поиск истины. Оно не предполагает создание какого- либо заранее запланированного объекта, прототипа, модели. Всегда дело творческое. бескорыстный поиск истины. Оно не предполагает создание какого- либо заранее запланированного объекта, прототипа, модели. Всегда дело творческое. Исследовательская деятельность должна быть более свободна, её трудно регламентировать какими- либо внешними установками. Исследовательская деятельность должна быть более свободна, её трудно регламентировать какими- либо внешними установками. Нужна гибкость, смелость гипотез! Нужна гибкость, смелость гипотез!
Немного истории Метод проекта зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах Америки. Основоположник философ-идеалист Джон Дьюи. Метод проекта зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах Америки. Основоположник философ-идеалист Джон Дьюи. «Метод проектов» ввел в педагогику американский педагог Вильям Кильпатрик. «Метод проектов» ввел в педагогику американский педагог Вильям Кильпатрик. Развитие идей получено через «Дальтон- план» (Е. Пархерст) Развитие идей получено через «Дальтон- план» (Е. Пархерст)
Идеи приживаются у российских педагогов в начале 20 века… С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока- Росинский, К. Венцель, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская… С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока- Росинский, К. Венцель, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская…
В середине 20-х годов интересное звучание приобретает метод проектов в разработках М.В. Крупениной. Он преподносится ею как метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой и т.д.
Классификация проектов В. Кильпатрик выделяет 4 вида проектов: СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ, ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ПРОЕКТ- УПРАЖНЕНИЕ. Отечественные педагоги упоминали коллективные, индивидуальные, игральные, общественно-полезные, производственные и т.д. проекты.
Проект по составу участников индивидуальные групповые коллективные по целевой установке: созидательный познавательный самовоспитания общественно-полезные творческие по срокам реализации краткосрочные долгосрочные
Проект ФантастическиеЭмпирическиеТеоретические (А.И. Савенков)
Какие бывают типы проектов? а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Выход: диаграммы, доклады и т.д. б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево- игровая, приключенческая. в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево- игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент викторины, кроссворды. Пример: сценарий праздника, фрагмент викторины, кроссворды.
д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект озеленения участка, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие. Пример: проект озеленения участка, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.
Учебный проект с точки зрения педагога это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания детей, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить: проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы); проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
целеполаганию и планированию деятельности; целеполаганию и планированию деятельности; самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта); самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта); презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов; презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов; умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
«Воспитательный потенциал метода проектов: метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности созревания собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром; метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности созревания собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром; метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребёнка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность; метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребёнка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность; метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, …» метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, …» Цветкова И. В. Цветкова И. В.
Этапы работы методом проектов 1-й погружение в проект; 1-й погружение в проект; 2-й организация деятельности; 2-й организация деятельности; 3-й осуществление деятельности; 3-й осуществление деятельности; 4-й презентация результатов. 4-й презентация результатов.
Как лучше организовать группе работу над проектом? Если работа над проектом осуществляется в группе, то можно ввести амплуа: Проект-менеджер (администратор проекта): руководство разработкой проекта и деятельностью группы, связь с руководителем, подготовка презентации… Проект-менеджер (администратор проекта): руководство разработкой проекта и деятельностью группы, связь с руководителем, подготовка презентации…
Разработчик идей : генерирование, концепция, оригинальные предложения, ноу-хау и т.п.; Разработчик идей : генерирование, концепция, оригинальные предложения, ноу-хау и т.п.;
Дизайн-менеджер: составление и оформление (дизайн) проекта; Дизайн-менеджер: составление и оформление (дизайн) проекта;
Технолог : оформление описательной части проекта; Технолог : оформление описательной части проекта;
Специалисты по решению конкретных задач: и исполнению заданий (подбор материалов по определенным разделам, создание модели, макета, компьютерный набор, оформление и т.д.). Специалисты по решению конкретных задач: и исполнению заданий (подбор материалов по определенным разделам, создание модели, макета, компьютерный набор, оформление и т.д.).
«Я – исследователь» Автор курса: Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, действительный член Академии педагогических и социальных наук
Этапы организации проектно- исследовательской деятельности старших дошкольников Тренировочные занятия Тренировочные занятия Самостоятельные учебные исследования старших дошкольников ( с 5 лет) Самостоятельные учебные исследования старших дошкольников ( с 5 лет)
Примерные тематические картинки
Изготовление папки исследователя
«Лаборатория юных ученых»