Проектная работа учителя биологии МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа 3» Подшиваловой Натальи Павловны
Тема проекта Биология – наука о живой природе Участники: учащиеся 10 класса - слушатели элективного курса, учитель биологии.
«Сквозь волшебный прибор Левенгука Левенгука На поверхности капли воды Обнаружила наша наука Удивительной жизни следы…» Н.Заболоцкий
Основополагающий вопрос Каково значение биологической науки для общества и для человека? Проблемные вопросы: «Био» – значит «жизнь», «логос» - … «Био» – значит «жизнь», «логос» - … Ступени познания живого. Ступени познания живого. Кто они - люди науки? Кто они - люди науки? Извечные тайны жизни или разгаданные загадки? Извечные тайны жизни или разгаданные загадки? Все профессии нужны, все профессии важны? Все профессии нужны, все профессии важны? Почему XXI век называют веком биологии? Почему XXI век называют веком биологии? Сказочные мечты или реальность завтрашнего дня? Сказочные мечты или реальность завтрашнего дня?
Дидактические цели и задачи проекта формирование знаний о биологии как о науке, формирование знаний о биологии как о науке, рассмотрение основных направлений биологической мысли на разных этапах развития биологии. рассмотрение основных направлений биологической мысли на разных этапах развития биологии. 1. ознакомление учащихся с системой биологических наук, достижениями и перспективами развития; 2. развитие биологических и поликультурных знаний на основе рассмотрения вопросов интеграции наук и внедрения биологии в мир профессий; 3. формирование целостного научного мировоззрения, биологического мышления, понимания значимости биологии в настоящее время; 4. развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к учению. расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к учению.
Методические задачи Показать биологию как науку. Показать биологию как науку. Учить самостоятельно добывать знания, работать с различными информационными ресурсами. Учить самостоятельно добывать знания, работать с различными информационными ресурсами. Учить работать в команде, осуществлять выбор «траектории движения» и решать проблему. Учить работать в команде, осуществлять выбор «траектории движения» и решать проблему. Научить использовать компьютерные технологии для оформления результатов работы. Научить использовать компьютерные технологии для оформления результатов работы.
Этапы работы На изучение данного курса отводится 17 часов. I этап – вводное занятие. Презентация элективного курса. Выбор учащимися «маршрута движения». II этап – работа в творческих группах (выбор темы работы, формулирование тем исследований, выдвижение гипотез решения проблем, определение формы представления результатов работы). II этап – работа в творческих группах (выбор темы работы, формулирование тем исследований, выдвижение гипотез решения проблем, определение формы представления результатов работы). III этап - лекции, дискуссии. III этап - лекции, дискуссии. IV этап - экскурсии, круглые столы, мини-исследования. IV этап - экскурсии, круглые столы, мини-исследования. V этап - работа в группах (отбор необходимой информации, оформление результатов). V этап - работа в группах (отбор необходимой информации, оформление результатов). VI этап– защита творческих работ /конференция/. VI этап– защита творческих работ /конференция/.
Работы педагога Презентация курса. Презентация курса. Урок-лекция «Биология – наука о живой природе». Урок-лекция «Биология – наука о живой природе». Нобелевские лауреатыбиологи (информационный бюллетень). Нобелевские лауреатыбиологи (информационный бюллетень). Урок –лекция «СПИД – чума 21 века» (презентация). Урок –лекция «СПИД – чума 21 века» (презентация). Люди науки: творчество, личность (серия буклетов). Люди науки: творчество, личность (серия буклетов). Драма идей от косности людей… (презентация). Драма идей от косности людей… (презентация). Из истории биологии. Мифы и легенды. (публикации). Из истории биологии. Мифы и легенды. (публикации). В мире научных открытий (веб - сайт). В мире научных открытий (веб - сайт). Биология в мире профессий (публикация). Биология в мире профессий (публикация).
Работы учащихся В мире биологических наук... (буклет). В мире биологических наук... (буклет). Страницы истории/Календарь памятных дат. Страницы истории/Календарь памятных дат. Люди науки /Презентация. Люди науки /Презентация. Союз теории и практики/Сообщения. Союз теории и практики/Сообщения. Новое в мире биологии (бюллетень). Новое в мире биологии (бюллетень). Биология и мир профессий (презентация). Биология и мир профессий (презентация). Кем быть? (фильм). Кем быть? (фильм). Сказочные мечты или реальность завтрашнего дня? (веб - сайт). Сказочные мечты или реальность завтрашнего дня? (веб - сайт). Сборники творческих работ. Сборники творческих работ.
Информационные ресурсы 1. Биология. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», Биология. Лабораторный практикум класс. /CD –диск. 3. Занимательные факты и материалы по общей биологии в вопросах и ответах класс/авт. Сост. М.М.Бондарчук, Н.В.Ковылина. – Волгоград: Учитель, Интернет-ресурсы. 5. Резанова Е.А., Антонова И.П, Резанов А.А. Биология человека в таблицах, рисунках, схемах. – М.: «Издат-школа 2002», Репетитор «Биология»1С /CD –диск. 7. Рувимский А.О., Шумный В.К., Дымшиц Г.М. Общая биология класс. – М.: Просвещение, Учебно-тренировочные материалы по ЕГЭ. Биология, Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова А.З. Интеллект-Центр, 2004.