ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ И МОДЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Лаборатория научных основ государственной политики в области воспитания Института семьи и воспитания РАО Зав. лабораторией – Олиференко Людмила Яковлевна, док.пед.наук, проф. Организатор ОЭР: Байкова Надежда Николаевна, начальник отдела воспитания Управления образования г.Ступино Московской области Научный руководитель – Щуркова Надежда Егоровна, гл.науч. сотрудник лаборатории, док.пед.наук, профессор
Опытно–экспериментальная работа направлена на совершенствование профессионального мастерства педагога как компонента процесса взращивания нового воспитания в образовательной системе школы и разработку методики овладения школьными педагогами инновационным воспитанием в качестве приоритетного элемента образовательной системы Новой школы
Экспериментальная работа осуществляется на базе образовательных учреждений г. Ступино Московской области.
Задачами экспериментального исследования на гг. было: выявить меру профессиональной подготовленности педагога к новому воспитанию, с его гуманистическим содержанием, субъектностными методиками и инновационными технологиями педагогического воздействия; организовать групповое и индивидуальное осмысление понятия «новое воспитание», анализировать сущностные признаки этого феномена и проецировать адекватные преобразования в реальной школе; обеспечить педагога новационными методиками для практической проверки их продуктивности и развивать соответствующие профессиональные умения педагогов; провести основательный анализ предлагаемой к реализации Программы воспитания школьника (автор Щуркова Н.Е.), и в отдельных школах воплотить в систему воспитания ряд программных положений; в контексте обучающих занятий осмыслить вопросы жизни современного человека с позиции культурологической, внося личностные коррективы в систему профессиональных ценностей педагога. Участники опытно-эксперименальной работы – заместители директоров школ по воспитательной работе (42 чел.).
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТУДИИ «НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА» 1. Сущностный признак «нового воспитания» и его показатели. Цель воспитания и новые задачи воспитания. Философическая позиция педагога в реализации принципа ценностной ориентации в системе воспитания школьника. Теоретический анализ и профессиональный тренинг. 2. Инновационные методики педагогического общения. Новационные идеи культуры общения современного человека и методики общения, обеспечивающие культурологические идеи. Теоретический анализ и профессиональный тренинг. 3. Инновационные методики организации групповой работы педагога с детьми. Группа как совокупный субъект. Психологические основания структуры групповой работы педагога с детьми.
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТУДИИ «НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА» 4. Содержание воспитательного процесса. Наивысшие ценности как база составления Программы воспитания. Психологические основы формирования отношения как социального феномена. Ценностные отношения как ключевое новообразование в структуре личности воспитанника. Теоретический анализ и профессиональный тренинг. 5. Педагогический метод системы новационного воспитания. Единство воспитания и обучения. Овладение педагогическим методом как профессиональным основанием для работы с детьми. Теоретический анализ и профессиональный тренинг. 6. Ценность индивидуальности. Понятие «Я». Человек как представитель человечества и как автономное уникальное явление. Педагогическая дифференциация и индивидуализация в системе воспитания. Теоретический анализ и профессиональный тренинг.
Апробируемая программа воспитания школьников Автор: Щуркова Н.Е.
Результаты ОЭР находят отражение в методических пособиях
Перспектива эксперимента – проверить гипотезу: - в старой структуре воспитания школьника, только преобразуя педагога как субъекта воспитания и, одновременно, - школьника как субъекта разновидовой деятельности, взращивается и выстраивается новое воспитание как феномен нового времени, требующего формирования нового человека.