«Анализ двух вариантов привлечения финансирования в проекты по созданию объектов школьной образовательной инфраструктуры» Роман Голованов начальник отдела проектов государственно-частного партнерства Комитет по инвестициям и стратегическим проектам
Цель презентации Проведение концептуального анализа возможностей привлечения финансирования для создания и эксплуатации объектов образования Проведение концептуального анализа возможностей привлечения финансирования для создания и эксплуатации объектов образования
Цель проекта Создание объекта необходимой социальной инфраструктуры для предоставления качественных услуг среднего образования путем привлечения партнера, предложившего наиболее эффективный способ строительства и эксплуатации объекта образования. Создание объекта необходимой социальной инфраструктуры для предоставления качественных услуг среднего образования путем привлечения партнера, предложившего наиболее эффективный способ строительства и эксплуатации объекта образования.
Задачи проекта Привлечение партнера для финансирования проекта на приемлемых для города условиях Привлечение партнера для финансирования проекта на приемлемых для города условиях Строительство объекта образования в соответствии с установленными требованиями в отношении качества, сроков и иных условий Строительство объекта образования в соответствии с установленными требованиями в отношении качества, сроков и иных условий Организация эксплуатации и обслуживания на долгосрочной основе с применением энергоэффективных, ресурсосберегающих технических решений Организация эксплуатации и обслуживания на долгосрочной основе с применением энергоэффективных, ресурсосберегающих технических решений Получение в собственность города эффективно работающего и неизношенного объекта образования Получение в собственность города эффективно работающего и неизношенного объекта образования
Ограничения по проекту Школа на 825 мест Ставка дисконтирования – 9% Срок реализации проекта 12 лет Сметная стоимость проекта 770 млн. Рублей % по ставке заемного финансирования – 11% Ставка по облигационному займу С.Петербурга– 7,5%
Законодательные ограничения по проекту Законодательство в сфере образования Бюджетное законодательство Земельное законодательство Налоговое законодательство Антимонопольное законодательство Гражданский кодекс
Возможные схемы финансирования проекта ГосЗаказ Государственно-частное партнерство DFBOOT Договор купли- продажи
Схема «ГосЗаказа» Этап проектирования и строительства, 2 года Авансирование бюджета 30%, остальное по мере закрытия этапов стройки. Итого 100% к концу 2-ого года Расходы на заемное финансирование 0 рублей Расходы на создание 770 млн. рублей
Схема «Договор купли- продажи» Этап проектирования и строительства, меньше 2-х лет Авансирование бюджета 0 рублей. 100% заемное финансирование на 12 лет. Ставка 11% Расходы на создание млн. рублей включая 341 млн. рублей в виде % на этапе строительства Право собственности переходит к городу через месяц после ввода эксплуатацию. Срок эксплуатации 10 лет
Денежные притоки партнера Итого доход партнера Совокупный платеж города + % за рассрочку платежей, в течении 10 лет Компенсация расходов на содержание
Денежные оттоки партнера Итого расход партнера Погашение кредита + % банку Операцио нные расходы
Схема «DFBOOT» Этап проектирования и строительства, меньше 2-х лет Авансирование бюджета 0 рублей. Кредит > 10 лет Расходы на создание < 770 млн. рублей Возможность использования объекта для предоставления дополнительных услуг населению
Санкт-Петербург Оператор (дополнительное образование) Схема финансовых потоков ГОУ (автономное учреждение) НОУ (частное учреждение) БанкиАкционер(ы) Оператор (здания и сооружения) Генеральный подрядчик SPV Поставщики энергоресурсов Арендная плата Оплата выполненных работ Оплата коммунальных услуг Оплата работ и услуг Кредитные средства Возврат кредита + % Арендная плата за ЗУ Субсидии на возмещение затрат Субсидии на государственное задание Субсидии на содержание имущества и пр. Оплата услуг Оплата услуг населением Дивиденды Налог на имущество Налоговые платежи Федеральные налоги
Аспекты принятия решения по схеме реализации проекта Финансово- Экономические Юридические
Юридические риски 0 рисков ГосЗаказ Переквалификация в 94ФЗ Переход права собственности на объект в течении 1 месяца Техническая эксплуатация. Основания для эксплуатации Предоставление з/у Договор купли- продажи Предоставление з/у DFBOOT
Экономические последствия перехода права собственности по договору купли- продажи в конце срока СГЧП 418 млн. рублей Оплата дополнительного НДС 442 млн. рублей Налог на имущество 145 млн. рублей Оплата дополнительного НДС с процентов за рассрочку платежа 181 млн. рублей Оплата дополнительного НДС с компенсации вышеуказанных расходов, получаемых от города Итого за весь срок действия Соглашения млн. рублей
Финансовые риски Недостаток средств бюджета «0» возможностей привлечения заемного финансирования исполнителем контракта ГосЗаказ Низкий текущий уровень залогового обеспечения Высокий уровень текущих % ставок по кредиту Договор купли- продажи Высокий уровень текущих % ставок по кредиту DFBOOT
Риски на этапе эксплуатации Недостаток средств бюджета для планового содержания и обслуживания объекта. Высокий уровень расходов на ренновацию ГосЗаказ Низкий уровень финансовой ответственности партнера перед городом Договор купли - продажи Коммерческие риски партнера DFBOOT
Экономическое сравнение «Договора купли-продажи»&«ГосЗаказа», 12 лет Вариант Договора купли- продажи, кредит Ставка 11% итого платежей млн. рублей NPV 903 млн. рублей Вариант ГосЗаказа, облигационный займ Ставка 7,5% итого платежей млн. рублей NPV 815 млн. рублей
Резюме по рискам «О» законодательных рисков Высокие эксплуатационные риски. (цена/качество) Сроки создания объекта ГосЗаказ Сопоставимая с ГосЗаказом финансовая нагрузка на город Качественная эксплуатация Более высокие юридические риски Договор купли- продажи Низкие законодательные риски Генерация дополнительной коммерческой выручки Высокие риски емкости рынка инвесторов DFBOOT
Сравнение «Договора купли- продажи»&«DFBOOT» Договор купли - продажи DFBOOT Уровень доходности от дополнительных услуг. Наличие частных компаний на рынке дополнительных услуг Наличие частных компаний на рынке технической эксплатации Низкий уровень залогового обеспечения Расходы бюджета города Законодательные риски. Наличие частных компаний на рынке услуг по технической эксплуатации Низкий уровень залогового обеспечения
Закнодательные инициативы Налоговый Кодекс РФ Налоговый Кодекс РФ Ст. 162 дополнить п.4. Исключить из налогооблагаемой базы средства государственного финансирования в виде субсидий на строительство и эксплуатацию объектов по ГЧП и КЖЦ Ст. 162 дополнить п.4. Исключить из налогооблагаемой базы средства государственного финансирования в виде субсидий на строительство и эксплуатацию объектов по ГЧП и КЖЦ Ст. 271 дополнить п.4.5. Субсидии на строительство и эксплуатацию по ГЧП и КЖЦ учитывать в составе внереализационных доходов Ст. 271 дополнить п.4.5. Субсидии на строительство и эксплуатацию по ГЧП и КЖЦ учитывать в составе внереализационных доходов Земельный Кодекс РФ Земельный Кодекс РФ Порядок предоставления з/у по проектам ГЧП и КЖЦ аналогично Закону о концессиях Порядок предоставления з/у по проектам ГЧП и КЖЦ аналогично Закону о концессиях
Roman Golovanov Спасибо за внимание