Модульно-компетентностная идеология нового поколения профессиональных и образовательных стандартов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль работодателей в реализации ФГОС Людмила Ивановна Косова, зав. методическим отделом ФГОУ СПО «Петровский колледж» 2011 год.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Преемственность профессионального образования разных уровней в идеологии нового поколения стандартов Людмила Ивановна Косова, зав. методическим отделом.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
Подготовка образовательных учреждений профессионального образования к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Особенности ФГОС. Новая структура ФГОС: 2 Требования к структуре ОПОП Требования к условиям реализации ОПОП Требования к результатам освоения ОПОП.
Педагогический совет на тему: «Программа мероприятий по внедрению стандартов нового поколения: сравнительный анализ ФГОС и перспективы их реализации»
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Концептуальные подходы к стандартизации в профессиональном образовании к созданию практико ориентированных модульных программ высшего образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ.
Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития образования Федеральные государственные образовательные стандарты как основание.
Нормативно-методическая база введения ФГОС СПО/НПО.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
1 О задачах региональных органов управления образованием по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Образовательные стандарты нового поколения Е. А. Колмыкова, заместитель директора по НМРИ.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
«Внедрение ФГОС профессионального образования третьего поколения» доктор педагогических наук, профессор Блинов Владимир Игоревич Федеральный.
Транксрипт:

Модульно-компетентностная идеология нового поколения профессиональных и образовательных стандартов

Федеральная политика на годы Основная цель Федеральной программы развития в области профессионального образования обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании посредством внедрения нового поколения стандартов Основная цель Федеральной программы развития в области профессионального образования обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании посредством внедрения нового поколения стандартов Федеральный институт развития образования в 2007 году инициировал разработку федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования по укрупненным группам специальностей на основе модульно-компетентностного подхода L. Kosova

Новые образовательные стандарты ПО Основные направления развития образования в России до 2010 года – одобрены на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. (протокол 47, раздел 1) Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года – утвержден Председателем Правительства РФ 22 июня 2006 г. Закон о новой структуре и содержании образовательного стандарта – декабрь 2007г. Основные направления развития образования в России до 2010 года – одобрены на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. (протокол 47, раздел 1) Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года – утвержден Председателем Правительства РФ 22 июня 2006 г. Закон о новой структуре и содержании образовательного стандарта – декабрь 2007г. Н.Л. Гунявина, начальник отдела Департамента государственной политики и нормативно -правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России L. Kosova

Проблемы взаимодействия рынка труда и сферы образования Классификация профессий (устаревшая) Рынок труда (виды экономической деятельности) Система профессионального обучения и образования /? Профессии / стандарты ? Образовательные стандарты Сертификация, аттестация Механизмы обратной связи Классификация в образовании L. Kosova

подготовка специалистов не соответствует требованиям индустрии: по содержанию, по численности обученных по профессиям, по изменяющимся требованиям к профессиям; классификатор профессий не соответствует реальности (по перечню и содержанию) ; в программах обучения слабо учитывается расширение спектра профессиональных компетенций; доводка специалистов в организациях – процедура затратная; использование корпоративных международных стандартов при обучении в организациях в целом не меняет ситуации (отражает экономику других стран и отдельных организаций) Проблемы сферы труда:

ограниченные представления о перспективах и содержании труда по избранной профессии; слабая профориентация; отсутствие мотивации в получении профессий для производственной сферы; ориентация на будущее трудоустройство не по специальности приводит к демотивации в освоении специальных компетенций; слабая связь между профессиональными достижениями и уровнем оплаты труда (советская система нормирования (ЕТКС) и оплаты труда) Проблемы работника/выпускника:

отставание от требований рынка труда, заложенное в ГОС, приводит к неконкурентоспособности выпускников; снижение инвестиционной привлекательности; взаимодействие с отдельными работодателями по обновлению содержания обучения носит не системный характер (профессиональные требования формулируются, исходя из представлений отдельного или нескольких работодателей); снижение международной конкурентоспособности системы образования; оценка качества выпускников осуществляется в рамках квалификационных требований устаревших классификаторов профессий Проблемы профессионального образования:

Национальная рамка квалификаций РФ Разрабатывается по распоряжению Министерства образования и науки Имеет целью сопряжение сферы труда и сферы образования Является адаптированной для России версией рамки Европейской системы квалификаций Рекомендована для использования при разработке профессиональных стандартов и нового поколения образовательных стандартов Разрабатывается по распоряжению Министерства образования и науки Имеет целью сопряжение сферы труда и сферы образования Является адаптированной для России версией рамки Европейской системы квалификаций Рекомендована для использования при разработке профессиональных стандартов и нового поколения образовательных стандартов L. Kosova

Назначение профессиональных стандартов Определяет свой профессиональный уровень, ориентируется при повышении квалификации, повышает качество труда Формирует политику в области занятости населения Идентифицирует компетенции при найме, оценивает, повышает уровень квалификации и качество труда работников, получает адекватно подготовленных специалистов Формирует ОС, оценивает качество обучения в соответствии с требованиями ПС, активно обновляет содержание ОС в соответствии с изменяющимися требованиями ПС Сфера образования Сфера труда Работник Государство Профессиональный стандарт

Глоссарий профессионального стандарта Вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций Единица профессионального стандарта – структурный элемент ПС, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции (целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности) Трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом (технологическим процессом) и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения

Трудовое действие Логика разработки профессионального стандарта A Вид трудовой деятельности A … B Вид трудовой деятельности B Вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности) A 1 Единица профессионального стандарта (трудовая функция) A 1 A 2 Единица профессионального стандарта (трудовая функция) A 2 B 1B 1B 1B 1 B 2B 2B 2B 2 B 3B 3B 3B 3

Взаимосвязь профессионального и образовательного стандартов Классификация профессий Рынок труда (виды экономической деятельности) Система профессионального обучения и образования Профессиональные стандарты Образовательные стандарты Оценка квалификаций Сертификация, аттестация Классификация в образовании L. Kosova

Российская специфика Внедрение новых образовательных стандартов инициировано властными образовательными структурами Многоаспектные методологические дебаты в академических кругах продолжаются Педагогическая практика реализует традиционные подходы Профессиональные стандарты практически отсутствуют Внедрение новых образовательных стандартов инициировано властными образовательными структурами Многоаспектные методологические дебаты в академических кругах продолжаются Педагогическая практика реализует традиционные подходы Профессиональные стандарты практически отсутствуют L. Kosova

Существующие проблемы в нормативных документах отсутствует однозначность толкований: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» - ключевые компетенции, в «Стратегия модернизации школьного образования» - ключевые компетентности; не существует целостной национальной научно- методической и понятийно-терминологической базы модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании; нет преемственности в подходах к проблеме обучения на модульно-компетентностной основе между европейской системой и отечественной дидактической традицией в нормативных документах отсутствует однозначность толкований: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» - ключевые компетенции, в «Стратегия модернизации школьного образования» - ключевые компетентности; не существует целостной национальной научно- методической и понятийно-терминологической базы модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании; нет преемственности в подходах к проблеме обучения на модульно-компетентностной основе между европейской системой и отечественной дидактической традицией Г.В. Ярочкина, к.п.н., проректор по НМР УЦ ФИРО L. Kosova

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования L. Kosova

Программы профобразования L. Kosova16 Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин НПО и СПО Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО, СПО Организационно-методическое сопровождение внедрения ФГОС Примерная программа учебной дисциплины НПО Примерная программа профессионального модуля СПО Словарь-справочник современного российского профессионального образования Актуальные вопросы введения ФГОС

Программы профобразования L. Kosova17 Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС ……… Организационно-методическое сопровождение внедрения ФГОС Примерная программа учебной дисциплины НПО Примерная программа профессионального модуля СПО Словарь-справочник современного российского профессионального образования Нормативно-методическое сопровождение введения ФГОС

Модульно-компетентностный подход L. Kosova

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта Теперь ФГОС должны включать 3 вида требований: 1) к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) к результатам освоения основных образовательных программ L. Kosova

Принципы построения модульных программ В основе модульных программ находятся результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения и которые соответствуют требованиям сферы труда (требованиям к деятельности в рамках профессии) На основе требований к результатам, которые предъявляются работодателями, формулируются и требования к результатам обучения, к тому, что реально будет уметь человек после окончания обучения (требования к компетенциям) Обычно модуль соответствует конкретному виду профессиональной деятельности В основе модульных программ находятся результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения и которые соответствуют требованиям сферы труда (требованиям к деятельности в рамках профессии) На основе требований к результатам, которые предъявляются работодателями, формулируются и требования к результатам обучения, к тому, что реально будет уметь человек после окончания обучения (требования к компетенциям) Обычно модуль соответствует конкретному виду профессиональной деятельности L. Kosova

Динамика содержания глоссари я ФГОС СПО Компетентностный подход предполагает конкретную формулировку целей обучения как компетенций, востребованных в профессиональной деятельности современного специалиста и осваиваемых обучающимися Результат обучения - набор знаний, умений и/или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершению обучения /знать - понимать – делать/ - освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования Компетентностный подход предполагает конкретную формулировку целей обучения как компетенций, востребованных в профессиональной деятельности современного специалиста и осваиваемых обучающимися Результат обучения - набор знаний, умений и/или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершению обучения /знать - понимать – делать/ - освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования L. Kosova

Профессиональная деятельность Профессиональная функция Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы Профессиональная деятельность Профессиональная функция Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы L. Kosova

Компетенция - готовность человека к решению задач профессиональной и иной деятельности на основе использования человеком внутренних и внешних ресурсов – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области Общие (универсальные) компетенции – совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне Профессиональные (специальные) компетенции - способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности Компетенция - готовность человека к решению задач профессиональной и иной деятельности на основе использования человеком внутренних и внешних ресурсов – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области Общие (универсальные) компетенции – совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне Профессиональные (специальные) компетенции - способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности L. Kosova

Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, освоение умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным ФГОС результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности Междисциплинарный курс – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, освоение умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным ФГОС результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности Междисциплинарный курс – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля L. Kosova

ФГОС СПО /сентябрь 2009/ ! СПО – среднее профессиональное образование; ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ОУ – образовательное учреждение; ОПОП – основная профессиональная образовательная программа по специальности; ОК – общая компетенция; ПК – профессиональная компетенция; ПМ – профессиональный модуль; МДК – междисциплинарный курс L. Kosova25

Структура деятельности в идеологии компетентностного подхода Профессиональные компетенции (умения + знания + практический опыт) подлежат диагностированию подлежат диагностированию L. Kosova Объекты профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности (функции) подлежат сертификации подлежат сертификации

Структура ОПОП СПО Циклы: общий гуманитарный и социально-экономический; математический и общий естественнонаучный; профессиональный; Разделы: учебная практика; производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). Циклы: общий гуманитарный и социально-экономический; математический и общий естественнонаучный; профессиональный; Разделы: учебная практика; производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы) L. Kosova

Требования к структуре и содержанию ОПОП СПО Дисциплинарный подход сохраняется при освоении циклов ОГСЭ, ЕН и общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла: 1.инвариантные дисциплины ОГСЭ: История, Основы философии, Иностранный язык, Физическая культура, Психология общения (для углубленной подготовки); 2.ЕН и ОП – дисциплины по усмотрению разработчиков стандартов Дисциплинарный подход сохраняется при освоении циклов ОГСЭ, ЕН и общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла: 1.инвариантные дисциплины ОГСЭ: История, Основы философии, Иностранный язык, Физическая культура, Психология общения (для углубленной подготовки); 2.ЕН и ОП – дисциплины по усмотрению разработчиков стандартов L. Kosova

Профессиональный цикл включает: 1. Общепрофессиональные дисциплины - по усмотрению разработчиков стандартов (Безопасность жизнедеятельности – инвариантная дисциплина) 2. Профессиональные модули по видам деятельности: междисциплинарные курсы в рамках профессиональных модулей (~ 50% практические и лабораторные занятия) при реализации модулей ОПОП используется учебная и производственная практика Профессиональный цикл включает: 1. Общепрофессиональные дисциплины - по усмотрению разработчиков стандартов (Безопасность жизнедеятельности – инвариантная дисциплина) 2. Профессиональные модули по видам деятельности: междисциплинарные курсы в рамках профессиональных модулей (~ 50% практические и лабораторные занятия) при реализации модулей ОПОП используется учебная и производственная практика L. Kosova Требования к структуре и содержанию ОПОП СПО

Структура ОПОП Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям + практическому опыту (для МДК, входящих в состав ПМ) Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК), разделов МДК Код формируе мой компетен ции L. Kosova

Особенности нового стандарта Повышение свободы образовательного учреждения в формировании и реализации ОПОП: объем времени только по циклам вариативная часть – 30% от общего объема времени, отведенного на освоение ОПОП СПО возможность: - увеличение объема времени дисциплин и модулей ФГОС - введение новых дисциплин и модулей Повышение свободы образовательного учреждения в формировании и реализации ОПОП: объем времени только по циклам вариативная часть – 30% от общего объема времени, отведенного на освоение ОПОП СПО возможность: - увеличение объема времени дисциплин и модулей ФГОС - введение новых дисциплин и модулей Условие допуска к государственной (итоговой) аттестации - подготовке и защите выпускной квалификационной работе – наличие документов, подтверждающих готовность по каждому из видов деятельности L. Kosova

Традиционный и компетентностный подходы умения знания навыки компетенция ПО з у ЛК L. Kosova

Сравнительный анализ подходов Основные характеристики ПО, основанное на компетенциях Традиционное ПО Стандарты (основное содержание) Ориентированность на потребности сферы труда (на реальную трудовую деятельность) Требования, устанавливаемые системой образования (кол-во часов) Модульная, строится гибко в виде горизонтального или вертикального набора модулей Целостная программа по профессии (специальности) Активные ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной и практической деятельности, включая проектную деятельность. Лекции, демонстрации, объяснение. Преподаватель – транслятор деятельности Учебная программа Методы обучения L. Kosova

Основные характеристики ПО, основанное на компетенциях Традиционное ПО Оценка освоенных компетенций. Может быть проведена с участием внешних экспертов Отметки, зачеты, оценка посещения занятий. Методика не позволяет вернуть обучающего к дополнительной подготовке в области конкретных умений Продолжительность программы обучения Гибкий подход, основанный на конкретной потребности обучающегося Строго установленная продолжительность курса обучения Реализация обученияРазнообразие методов и мест освоения В основном на базе учебного заведения Оценка L. Kosova