Тема учебного проекта : Автор: Смирнова Людмила Александровна, учитель химии МОУ «СОШ 4» г. Котовск Тамбовской области 2008г. « Я восстаю против тех, кто проповедует, что всё дело в удобрении, что, хорошо сдабривая, можно и кое-как пахать». Д.И.Менделеев
Творческое название: Аннотация: Проект реализуется в рамках курса химии основной школы для учащихся 9-х классов, а также в рамках их предпрофильной подготовки. Проект охватываются учебные темы «Нитраты. Азотные удобрения», «Ортофосфорная кислота. Фосфорные удобрения», «Калий и калийные удобрения», «Минеральные удобрения». При изучении основополагающего вопроса учащимся необходимо проводить собственные исследования и делать соответствующие выводы. Предлагаемый дидактический материал поможет им в этом.
Основополагающий вопрос: Учебные предметы: химия, биология, экология. Участники проекта: учащиеся 9-х классов. Результаты представления исследований: презентация, буклет, реферат.
Цель: Выяснить необходимость внесения в почву минеральных удобрений. Исследовать проблемы выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Проанализировать возможные глобальные экологические катастрофы.
Методические цели и задачи: Исследовать механический и химический состав почвы. Рассмотреть общую классификацию минеральных удобрений. Проанализировать основные физические и химические свойства минеральных удобрений. Выяснить значения азотных, фосфорных и калийных удобрений для роста и развития растений. Проанализировать пагубное влияние хозяйственной деятельности человека на агросистему. Способствовать формированию познавательной активности и критического мышления, приобретению навыков исследовательской работы и работы с различными источниками информации. Развить навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Темы самостоятельных исследований: Растения и почва. Почва и человек. Минеральные удобрения и их классификация. Важнейшие калийные, азотные и фосфорные удобрения. Проблемы выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Химизация сельского хозяйства и пути решения продовольственной проблемы.
Проблемные вопросы самостоятельных исследований: Почва – химическая кухня для растений? Почва - фундамент экосистемы? Калий, фосфор и азот и растение растёт ? Чем опасно использование азотных удобрений ? Пахать или не пахать? Как сохранить урожай ? Преципитат или двойной суперфосфат?
Этапы проведения: 1 урок – «мозговой штурм»(формирование тем исследовательских работ) 2 урок – формирование рабочих групп и выдвижение гипотез исследований. 3 урок – выбор творческих названий, обсуждение плана работы в группах, обсуждение возможных источников информации. 4-5 урок – самостоятельная работа учащихся в группе по выполнению исследовательского задания. 6 урок – подготовка отчетов по проведенным исследованиям. 7 урок – защита полученных результатов и выводов.
Выводы: Реализация данного проекта позволила учащимся: раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества; определить вклад химии в развитие сельского хозяйства; показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки; понять важность грамотного и бережного отношения человека к природе.
2. Комплект материалов для учащихся: K Дидактический материал K Тест (документ) K Тест (флеш-ролик) 2. Комплект материалов для учащихся: K Дидактический материал K Тест (документ) K Тест (флеш-ролик) 3. Работы учащихся: Презентации: K Ложь и правда о нитратах K Без хозяина земля, круглая сирота K Буклет 3. Работы учащихся: Презентации: K Ложь и правда о нитратах K Без хозяина земля, круглая сирота K Буклет 1. Комплект методических материалов для учителя: K Презентации Критерии оценки: Презентации, буклета 1. Комплект методических материалов для учителя: K Презентации Критерии оценки: Презентации, буклета
Информационные ресурсы: 1.Габриелян О.С. «Химия 8-9 кл.» методическое пособие, издательство «Дрофа» 2006 г. 2.Журнал «Химия в школе» 1, 2001 г. 3.« Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» 2006 г. 4.Полинг Л. «Общая химия» Москва, «Мир», 1975г 5.« Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия » 2004 г. 6.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. М., 2000 г. 7.Гржимек Б.(под редакцией) Экологические очерки о природе и человеке. М., 1988 г %B0http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0 %B %D0%B2%D0%B0http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/123164/%D0%9F%D0%BE%D1%87 %D0%B2%D0%B0 12.