Автор Ихсанова Л.Ф., заместитель директора по УВР ОСШ 3 имени Абая г. Талгара Педагогический совет на тему: «Проблемы оценивания в современной школе» «Оценка: «за» и «против»
Задачи: 1.Показать, что отметка часто бывает субъективной, сопровождается личностной оценкой, которая не имеет ничего общего с оценкой учебных достижений. 2.Выяснить, почему отметка является средством «наказания» или «поощрения», а не критерием степени учебных достижений.
В чем проблема? «Полностью сосредоточенная в руках учителя «отметочная» система оценивания нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, на ребенка, с другой стороны, на родителей. Это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта, его тревожности, ухудшению физического здоровья»
А какие у тебя отметки в школе?
Из история педагогической оценки
Система оценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам и обозначались цифрами по порядку. «Единица» - означает высший показатель достигнутых успехов, а соответственно «пятерка» - один из низших. Переход из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимуществ и привилегий.
Хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средние успехи: «учения посредственного, нехудого». Успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого». В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок.
Постепенно оценка становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой. Русская школа пережила 3, 5, 8, 10 и 12-ти бальную системы оценки знаний. Из них прижилась пятибалльная, которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения: «1» - слабые успехи, «2» - посредственные, «3» - достаточные, «4» - хорошие, «5» - отличные.
В мае 1918 года Народный комиссариат просвещения постановлением «Об отмене отметок», подписанным А.В Луначарским, запретил «применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся во всех без исключения случаях школьной практики». Перевод из класса в класс и выпускное свидетельство производились на основании «успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы».
Но без «пятерок» и «двоек» учились недолго: в 1939 году в школы вернулись словесные оценки («удовлетворительно», «неудовлетворительно», «хорошо» и «отлично»), а вслед за ними, в 1944 году и привычные баллы.
1. Переходе от пятибалльной на многобалльную систему (от 100 до 1000), известную как модульно- рейтинговая оценка. 2.Зачетная система оценивания. 3. Учебное «портфолио»(США) сундук регалий, шотландский аттестат, тетрадь-паспорт. 4. Содержательная (безотметочная) оценка знаний ( Ш.А. Амонашвили) е гг.
XXI век 1.Французская система обучения (20 – ти бальная) 2.Финский метод (7 бальная шкала оценок – от 4-х до 10) + устные методы. Финляндия: на втором месте по грамотности чтения; на втором месте по математической грамотности; на первом месте по естественнонаучной грамотности среди 57-ми стран.
Содержательная (безотметочная) оценка знаний Ш.А. Амонашвили Его аргументы против отметок : 1.Отметка – это власть взрослого над ребенком. 2.Признание школой своего бессилия. 3.Отметка – это «валютная» купюра на школьном и семейном рынках. 4.Отметка - способ соревнования детей.
Другими словами, система отметок, во-первых, вызывает в детях чувство страха; во-вторых, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми; в-третьих, вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся; в-четвертых, содействует возникновению и упрочнению формального отношения к делу со стороны, как учащихся, так и педагогов.
« Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись » (В.А. Сухомлинский) «Радость покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок» Ш.А.Амонашвили.
Обучающая деятельность учителя: мотивационный компонент операционально- познавательный компонент контрольно-оценочный компонент
« Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке.» (Липкина А.И.)
это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, в вербальной форме. это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. может быть разнообразной, вариативной. Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний. Оценка должна предшествовать отметке. Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение).
Наиболее очевидный показатель уровня школьного образования, основной индикатор диагностики проблем обучения. Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки.
Учитель, ставя отметку в журнал, ориентируется на следующие позиции: Уровень учащегося относительно определенного эталона, Уровень учащегося относительно класса в целом, Уровень учащегося относительно себя самого в предшествующий период.
1.В указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика. 2. В стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним. 3. В обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой. Смысл комментирования отметок :
Позиция педагога в ситуации несогласия ученика с учительской отметкой предпочитают просто не реагировать на подобные высказывания учеников, начинают убеждать ученика в неправомерности его высказываний
Функции оценки: 1. Обучающая. 2. Воспитательная. 3. Ориентирующая. 4. Диагностическая.
положительная оценка укрепляет социально-психологические позиции школьника, влияет на отношения с другими учениками негативная оценка учащиеся становятся изолированными и отвергнутыми в классе необоснованная похвала « отличников » может вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников Роль оценки:
Типичные ошибки учителей: 1. Традиционный контроль, Проводится в форме опроса, является выборочным и случайным «Успевающих школьников учитель вызывает отвечать на уроке чаще, чем неуспевающих, даже в тех случаях, когда неуспевающий школьник вызывается отвечать сам, выбор учителя чаще останавливается не на нем, а на его успевающем однокласснике»
2. Создается нервно-напряженная обстановка 3. Внешний контроль и оценка препятствуют формированию самоконтроля и самооценки. 4. Традиционные формы контроля, не учитывают рациональность учебной деятельности учащихся.
5. Учителя предвзято ( субъективно ) относятся к различным учащимся. Наличие различных объектов контроля и оценки 6. Контроль и оценка не несут информацию о потенциальных возможностях ученика, его творческих способностях, мышлении. 7. Не берутся во внимание мотивы учения школьников. 8. Оценивание знаний осуществляется по конечному результату, что является показателем качества учебного процесса в школе.
Основные требования системы оценивания: 1.Не стоит придавать оценке роль инквизиторского топора. 2.Важно, чтобы цифра не заслоняла человека. 3.Оценивается не ребенок, а его деятельность. 4.Справедливость при выставлении оценки выступает как наиболее значимый фактор. 5.Отметка ученика должна выявить, прежде всего, пробелы учителя.
Отметки вредят детям, и они будут им вредить до тех пор, пока не прекратится деление детей на «хороших» и «плохих», успевающих и отстающих. Отметка будет вредить до тех пор, пока общество, учителя и родители не поймут, что в процессе обучения усилия и старания ребенка достойны большего внимания, чем его результат
Отметка – это «тромбы» учебно- воспитательного процесса; Отметка - это ложные мотивы учения школьников; Отметка – это «чертики» в праведной жизни ребенка; Отметка – это «костыли» хромой педагогики.