Александр Мартынов Директор Независимого экологического рейтингового агентства (АНО «НЭРА») Методология и организация объективной оценки экологической, энергетической и экономической эффективности компаний, предприятий и регионов в России.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЙТИНГИ СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЗАЦИИ БИЗНЕСА Цель. Превращение информации об экологической и энергетической эффективности отдельных компаний или производимой ими продукции в значимое основание для рядовых участников рынка, покупающих товары или инвестирующих свои накопления в акции. Суть. Рейтинги компаний по удельным экологическим издержкам, энергоемкости производства и темпам их сокращения – это объективная, не искаженной игрой финансовых спекулянтов информация о технологичности и динамичности бизнеса. Основные принципы АНО «НЭРА» Первое – характеризовать воздействие производства на природу Второе - доступность применяемых показателей Третье - максимальная универсальность Четвертое – простота механизма сравнений
ТОЛЬКО КОЛИЧЕСТВЕННО ИЗМЕРИМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Технологический уровень любого производства и динамику его экологической эффективности можно охарактеризовать этими показателями: Объем забора воды из природных источников (использования свежей воды) – тыс. куб. м Объем сброса загрязненных сточных вод – тыс. куб. м Объем выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников – тыс. т Оценка выбросов подвижных источников – тыс. т Объем образовавшихся токсичных отходов - тыс. т Площадь, занятая застройкой, дорогами, нарушенными землями, свалками, а также затопленных – тыс. га
Российский опыт объективного статистического измерения социальной и экологической ответственности крупнейших бизнесов России Данные госстатистики – основа рейтингов Экологи ничего секретного не спрашивают
Экологическая прозрачность бизнеса Средняя прозрачность экологической отчетности по отраслям (%) Пищевая ЖКХ Угольная Строительство Пр.промышленность Газовая Цв.металлургия Химическая Электроэнергетика Транспорт Чер.металлургия Машиностроение Нефтедобыча Нефтепереработка Деревообработка Доля предприятий в федеральных округах, предоставивших отчетность 67% 53% 45% 44% 40% 37%
«СЕРЫЕ» СТРАНИЦЫ На «серых» страницах систематизированы общедоступные и ранее опубликованные материалы по экологическим издержкам производства предприятий и компаний, не открывших свою экологическую отчетность. Для уточнения оценки использованы все имеющиеся данные, в первую очередь цифры, опубликованные в Государственных докладах о состоянии окружающей природной среды.
Рейтинг прозрачности экологической отчетности Название компанийПрозрач- ность (%) АвтоВАЗ, Акрон, Архангельский ЦБК, Ачинский глиноземный комбинат, Волжский трубный завод, ВСМПО- АВИСМА, ГАЗ, Заволжский моторный завод, КАМАЗ, Качканарский ГОК Ванадий, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижнекамскнефтехим, Нижнекамскшина, НПО Сатурн, Оскольский электро- металлургическийкомбинат, Пластик- Сызрань, Судостроительный завод «Северная верфь», Сургутнефтегаз ОАО с дочерними обществами, Тулачермет, Уралэлектромедь ОАО, Усольехимпром, Якутуголь, 100 Татнефть ОАО Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК Татэнерго ОАО РУСАЛ-УК ОАО Сухой-компания ОАО Ульяновский автозавод Челябинский мет. Комбинат Северсталь-групп Холдинг 51.4 ОМЗ (Группа Уралмаш-Ижора) ЕвразХолдинг ООО СУАЛ с Севзаппромом Апатит, Лебединский ГОК Аэрокосмическое оборудов Фосагро ОАО 35.6 УГМК-Холдинг ООО 35.5 Автодизель, Воркута-уголь, Мосводоканал, Уфанефтехим Норильский никель ГМК ОАО Севмаш СИБУР АК Новолипецкий меткомбинат ОАО Михайловский ГОК, Московский завод Кристалл, Ново-уфимский НПЗ, Уфимский НПЗ Разгуляй-группа ОАО ТНК-ВР 21.39
КОРРЕЛЯЦИЯ МЕЖДУ РЫНОЧНОЙ ОЦЕНКОЙ И УРОВНЕМ КОРПОРАТИВНОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ Ежегодные исследования Standard & Poor`s показывают, что уровень корпоративной прозрачности тесно связан с коэффициентами рыночной оценки акций компаний.
Три варианта сравнений: по экологическим воздействиям за год работы 1 человека, на миллион рублей выручки и на тонну условного топлива потребленной энергии Сравнение компаний и регионов, по экологическому воздействию за год работы одного сотрудника Вода куб. м/чел Стоки куб.м/чел Выброс ы т/чел Выхлопы т/чел Отходы т/чел Земли га/чел компания Россия % Средние издержки ( )/6 = 225%
Если оценивают предприятие, по которому нет данных о воздействии на природную среду, то используется следующий алгоритм приближенной оценки. Шаг 1. Определяют региональную (субъект Федерации) и отраслевую принадлежность предприятия. Шаг 2. По данным государственной статистики определяют суммарное воздействие в этом регионе всех предприятий данной отрасли, за вычетом тех, кто сам открыл экологическую отчетность, и суммарное число занятых на них работников. Шаг 3. Значение воздействия делят на число занятых. Полученное значение характеризует средний уровень воздействия одного работника, занятого на предприятиях, той отрасли и того же региона, к которому относится предприятие, не представившее свою экологическую отчетность. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НЕПРОЗРАЧНЫХ КОМПАНИЙ
Развитие систем социально- экологических показателей бизнеса в России : КСО и НЭРА Методика АНО «НЭРА» позволяет заполнить пробелы в данных «непрозрачных» компаний Экологическая прозрачность бизнеса
Методика АНО «НЭРА» позволяет заполнить пробелы в данных «непрозрачных» компаний Экологическая прозрачность бизнеса
Методика АНО «НЭРА» позволяет заполнить пробелы в данных «непрозрачных» компаний Экологическая прозрачность бизнеса
Методика АНО «НЭРА» позволяет заполнить пробелы в данных «непрозрачных» компаний Экологическая прозрачность бизнеса
Основное пожелание экспертов оцениваемых компаний: нормирование экологических воздействий по персоналу дополнить нормированием на выпуск продукции Рейтинг снижается: - при автоматизации производства, - сокращении числа работающих, - повышении производительности труда Рейтинг зависит от: -инфляции, -бюджетных субсидий, -манипуляций с налогами, -конъюнктуры сырьевых цен и «выгоден» добывающему сектору экономики Воздействие от одного сотрудника Воздействие на единицу стоимости продукции Совершенствование методики оценки экологических издержек
Информация об эколого-энергетической цене продукции – объективный способ защиты экономики от вздувания финансовых пузырей Технически возможно определить и довести до участников рынка «зеленую» цену большинства товаров и их энергетическую цену, например в Квт*ч. Это позволит объективно контролировать не только реакцию потребителей но и создаст дополнительную защиту экономике от рискованных спекулятивных манипуляций. Эколого-энергетическая цена может быть лишь справочной информацией, по которой участники рынка будут видеть чья продукция произведена экологично и с минимумом затрат энергии. Кстати…. Одна денежная купюра обходится в 1.4 грамма у.т.
Реакция на экологические рейтинги в мае 2007 г. Фондовый индекс NERAX Есо до и после оглашения рейтингов 13 ноября 2007 г. Экологическая информация уже работает на рынках России Уровень рынка Лидеры экологической эффективности NERAX-Eco