Роли Национальных координаторов ГЭФ и опыт координации и интеграции проектов ГЭФ Субрегиональный семинар Национальных координаторов ГЭФ в Европе и странах СНГ 1-2 апреля 2008 года, Белград
Краткий обзор I.Национальные координаторы ГЭФ, их ключевые роли II.Опыт применения механизмов национальной координации III.Опыт интеграции стратегических планов ГЭФ в национальную политику и программы развития
Источники, использованные для этой презентации Презентации, посвященные анализу опыта стран в области координации и интеграции программ ГЭФ, во время проведения 8 субрегиональных семинаров Национальных координаторов ГЭФ (2007 г.) Практический анализ координационной деятельности ГЭФ, выполненный Национальными координаторами ГЭФ для Программы поддержки страны (ППС) (2007 г.) Исследования в рамках программы ГЭФ Инициатива диалога на национальном уровне и ППС Национальная координация ГЭФ – полученные уроки (2005 г.) Презентации стран на Третьей Ассамблее ГЭФ, посвященной Диалогу на национальном уровне, в рамках дополнительной встречи по проблемам координации ГЭФ (2006)
Ключевые роли Национальных координаторов ГЭФ Национальная координация : Отраслевая координация (межминистерская и межведомственная), включая Национальных координаторов по конвенциям Помощь другим заинтересованным сторонам в стране (гражданским организациям, академическим и научным институтам, частному сектору) Связь с Исполнительными и Исполняющими Агентствами ГЭФ Связи с другими международными агентствами по сотрудничеству Региональная координация : Участие во встречах и мероприятиях, проводимых в избирательных округах ГЭФ, (ППС, другие программы) Участие в региональных программах сотрудничества Участие в региональных проектах и инициативах Глобальная координация : Связь с Секретариатом ГЭФ Представление группы стран избирательного округа на Совете ГЭФ (на регулярной основе)
НК помогают информировать, мобилизовать и привлечь широкий круг заинтересованных сторон НК помогают наладить координацию с отраслевыми агентствами для интеграции глобальных экологических программ в национальные планы развития НК помогают оказывать влияние на политику путем обобщения полученного опыта От политиков до представителей местной общественности По проблемам деятельности различных отраслей и по экологическим проблемам
II.Опыт применения механизмов национальной координации деятельности ГЭФ Поддержка координационной роли Национальных координаторов Различные модели и структуры Национальный Комитет ГЭФ - наиболее распространённый вариант Структуры могут включать: правительство, представителей гражданского общества, частного сектора, Исполнительных и Исполняющих Агентств, других спонсоров Использование отраслевого опыта Обеспечение организационной преемственности при смене НК
Общие проблемы и преимущества применения координационных механизмов Проблемы: Изменения в составе Национальных Координаторов негативно отражаются на преемственности Ограничения в ресурсах Трудно привлечь к участию широкие круги заинтересованных сторон Процедуры ГЭФ разочаровывают национальные заинтересованные стороны Преимущества: Ускоряется одобрение проектных концепций ГЭФ Национальными координаторами Растет понимание и признание ГЭФ, его полномочий и деятельности Растут возможности привлечению общественности на местном, отраслевом и национальном уровнях к участию в программах и проектах ГЭФ Растут возможности участия общественности в контроле проектов ГЭФ
Компоненты успешных механизмов координации деятельности ГЭФ на национальном уровне Лидирующая роль ответственных, информированных, динамичных деятелей Широкое участие национальных заинтересованных сторон, включая представителей гражданского общества Эффективные связи и взаимодействие с Национальными координаторами по конвенциям Возможность интеграции программ ГЭФ с национальными приоритетами и стратегиями Хорошая информированность о глобальных экологических проблемах и последних изменениях в области политики и методах работы ГЭФ Четкое определение ролей сотрудников Исполнительных и Исполняющих Агентств (выступающих в качестве должностных лиц, наблюдателей или консультантов) Мониторинг национальных проектов ГЭФ и портфеля проектов и использование полученного опыта Способность к росту и развитию
III. Опыт интеграции стратегических планов ГЭФ в национальную политику и программы развития Выгоды интеграции ГЭФ: Позволяет повысить значимость глобальных экологических проблем в национальных стратегиях охраны окружающей среды и устойчивого развития Открывает широкие возможности объединения усилий и эффективной совместной деятельности правительства и спонсоров в процессе реализации портфеля национальных проектов ГЭФ Способствует более эффективному обмену информацией между заинтересованными сторонами и позволяет повысить качество принимаемых решений по глобальным экологическим проблемам Стимулирует участие и способствует выполнению обязательств национальных заинтересованных сторон в процессах решения глобальных экологических проблем
Компоненты успешной интеграции ГЭФ Организационное лидерство будет способствовать межотраслевой и региональной координации Разумная общая стратегия и понимание ситуации способствуют созданию необходимых условий для учета экологических проблем в программах развития Если цели проектов хорошо согласованы с целями национального развития, то они будут в большей мере способствовать интеграции и увязке проектов с политикой страны Результаты выполнения проекта могут способствовать достижению целей национальной политики, планов и программ Интеграция экологического управления подразумевает изменение политики, организационного потенциала и уровня компетенции Интеграция на отраслевом и региональном уровнях включает координацию планирования и формирование согласованных и совместимых целей для всех участников Уровень обязательств может быть повышен при осознании взаимной зависимости между состоянием окружающей среды, экономическим и социальным развитием
Примеры интеграции ГЭФ (1) Китай: Эффективная координация проектов ГЭФ с направлениями национального развития Разрабатываемые проекты хорошо скоординированы с процессами подготовки и выполнения национальных программ и экологической деятельностью Реализуемые проекты способствуют выполнению целого ряда ключевых национальных планов и программ Организационно, проекты ГЭФ осуществляются агентствами при Министерстве финансов; такая структура способствует хорошей межотраслевой координации и координации на провинциальном уровне
Примеры интеграции ГЭФ (2) Намибия: Программа деятельности ГЭФ тесно увязана с перспективной программой «Намибия в 2030 году», которая основана на пятилетних планах национального развитии страны, (ПНР) Признание того факта, что достижение целей программ «Развитие в новом тысячелетии» и «Намибия в 2030 году» требует радикального изменения взглядов в сторону нового экологического мышления Признание того, что принципы экологического управления должны применяться во всех аспектах экологической политики, в организационных структурах и в деятельности компетентных специалистов
Примеры интеграции ГЭФ (3) Субрегион Большого Меконга: Страны этой зоны при сотрудничестве с Азиатским Банком развития решили объединить свои усилия для достижения экологической устойчивости в процессе развития субрегиона Большого Меконга. Методы управления ландшафтом применяются в тех областях, где экологические проблемы учитываются в программах развития на региональном и отраслевом уровнях (экономический коридор север -- юг, туризм, транспорт, энергетические сектора). Делается акцент на следующем фундаментальном положении: "если мы не будем думать о состоянии наших природных ресурсов и сохранении биоразнообразия, наш регион не сможет добиться успехов в экономическом развитии.
Для получения дополнительной информации: Посетите вебсайт базы знаний Программы поддержки страны: Страница сайта национальной координации: Страница сайта Приоритетные направления в области охраны окружающей среды: Ознакомьтесь с информацией о презентации страны, подготовленной Национальными координаторами на страницах сайта Субрегионального семинара 2007 года :