Муниципальный конкурс команд педагогов дополнительного образования «Мастерство и творчество» Методические рекомендации «Организация учебно- экологической тропы в школе»
В современном обществе проблемы экологии приобретают особый смысл. В связи с этим экологическое образование рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений поведения и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. В современном обществе проблемы экологии приобретают особый смысл. В связи с этим экологическое образование рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений поведения и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде проявляется в трёх аспектах: Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде проявляется в трёх аспектах: Ответственность за сохранение естественного окружения, определяющее условие жизни человека, с которым он прямо или косвенно связан и на которое оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности; Ответственность за сохранение естественного окружения, определяющее условие жизни человека, с которым он прямо или косвенно связан и на которое оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности; Ответственность за своё здоровье и здоровье других людей, как личностную и общественную ценность; Ответственность за своё здоровье и здоровье других людей, как личностную и общественную ценность; Активная созидательная деятельность по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния человека на окружающую среду и его здоровье. Активная созидательная деятельность по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния человека на окружающую среду и его здоровье.
Актуальность В настоящее время урбанистическая культура отдаляет человека от природной среды, внушая ему мысль о собственной исключительности, о избранности человека по отношению к окружающему миру. Внимательное отношение к природе, чуткое внимательное всматривание в явления мира основано на предельно простой идее: бережно использовать то, что окружает и даёт жизнь всем. В настоящее время урбанистическая культура отдаляет человека от природной среды, внушая ему мысль о собственной исключительности, о избранности человека по отношению к окружающему миру. Внимательное отношение к природе, чуткое внимательное всматривание в явления мира основано на предельно простой идее: бережно использовать то, что окружает и даёт жизнь всем. В настоящее время учебные заведения испытывают нехватку социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию, воспитанию и просвещению. Особое место при этом уделяется развитию эмоционально-чувственного отклика – компонента личности ребёнка в общении с окружающей природой. Немаловажную роль при этом играет и опыт взаимодействия ребёнка с конкретным природным окружением. Только сочетание научных знаний с личным участием в деятельности по защите, уходу или улучшению окружающей природной среды приводит к формированию готовности и потребности ответственно относится к окружающей природной среде. Одним из перспективных направлений для развёртывания такой педагогически организованной деятельности молодёжи является создание учебной экологической тропы. В настоящее время учебные заведения испытывают нехватку социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию, воспитанию и просвещению. Особое место при этом уделяется развитию эмоционально-чувственного отклика – компонента личности ребёнка в общении с окружающей природой. Немаловажную роль при этом играет и опыт взаимодействия ребёнка с конкретным природным окружением. Только сочетание научных знаний с личным участием в деятельности по защите, уходу или улучшению окружающей природной среды приводит к формированию готовности и потребности ответственно относится к окружающей природной среде. Одним из перспективных направлений для развёртывания такой педагогически организованной деятельности молодёжи является создание учебной экологической тропы.
Цель: Создание условий для воспитания экологически грамотных людей, для формирования экологической культуры поведения человека в окружающей среде. Задачи: Задачи: Расширение естественно-научного кругозора учащихся; Расширение естественно-научного кругозора учащихся; Изучение природных сообществ, знакомство с законами живой природы; Изучение природных сообществ, знакомство с законами живой природы; Воспитание чувства любви к природе, заинтересованности в её сохранении, Личной ответственности каждого за её судьбу; Воспитание чувства любви к природе, заинтересованности в её сохранении, Личной ответственности каждого за её судьбу; Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране и защите окружающей среды; Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране и защите окружающей среды; Формирование элементов экологической культуры. Формирование элементов экологической культуры.
Назначение тропы Проведение фенологических наблюдений в природе; Проведение фенологических наблюдений в природе; Исследовательские работы учащихся; Исследовательские работы учащихся; Изучение природных сообществ; Изучение природных сообществ; Знакомство с законами живой природы; Знакомство с законами живой природы; Изучение животного и растительного мира родного края. Изучение животного и растительного мира родного края.
Требования к организации тропы Выбор маршрута и его протяжённость; Выбор маршрута и его протяжённость; Взаимодействие организаторов тропы с землепользователем территории, по которой пролегает тропа; Взаимодействие организаторов тропы с землепользователем территории, по которой пролегает тропа; Состав экскурсионных объектов; Состав экскурсионных объектов; Подготовка экскурсоводов (из числа учащихся). Подготовка экскурсоводов (из числа учащихся).
Выбор маршрута и его протяжённость Принципы выбора маршрута: Доступность маршрута для посещения учащимися; Доступность маршрута для посещения учащимися; Близость к школе, к транспортному сообщению; Близость к школе, к транспортному сообщению; Достаточная посещаемость зоны маршрута тропы местным отдыхающим населением; Достаточная посещаемость зоны маршрута тропы местным отдыхающим населением; Эмоциональная насыщенность и информационная ёмкость маршрута. Эмоциональная насыщенность и информационная ёмкость маршрута.
Состав экскурсионных объектов Основным критерием отбора экскурсионных объектов является экологическая показательность. Она состоит в том, чтобы выбранный вид или наблюдаемый процесс позволял наглядно построить беседу о роли этого вида в создании или поддержании экологически равновесного состояния среды. Основным критерием отбора экскурсионных объектов является экологическая показательность. Она состоит в том, чтобы выбранный вид или наблюдаемый процесс позволял наглядно построить беседу о роли этого вида в создании или поддержании экологически равновесного состояния среды.
Организация экологической тропы Учитель должен: Изучить участок природы, в котором планируется создание тропы, имеющейся краеведческой литературы; Изучить участок природы, в котором планируется создание тропы, имеющейся краеведческой литературы; Наметить маршрут тропы, составить схематический план с нанесением всех остановок; Наметить маршрут тропы, составить схематический план с нанесением всех остановок; Заранее договориться с базовым хозяйством, на территории которого будет проложена тропа; Заранее договориться с базовым хозяйством, на территории которого будет проложена тропа; Составить перечень основных работ по созданию тропы; Составить перечень основных работ по созданию тропы; Подготовить паспорт на экологическую тропу Подготовить паспорт на экологическую тропу
Методика создания тропы Прокладка на местности маршрута тропы; Прокладка на местности маршрута тропы; Составление карты-схемы маршрута; Составление карты-схемы маршрута; Выявление мест для установки информационных щитов, досок, экологических знаков, указателей, оборудования и т. п.; Выявление мест для установки информационных щитов, досок, экологических знаков, указателей, оборудования и т. п.; Комплектация тропы необходимыми объектами, которые находятся в стороне от маршрута или отсутствуют. Комплектация тропы необходимыми объектами, которые находятся в стороне от маршрута или отсутствуют.
Подготовка экскурсоводов Специфической особенностью работы на учебной тропе является то, что с разными категориями посетителей взаимодействуют экскурсоводы разного уровня подготовленности. С дошкольниками учащимися младших классов экскурсии могут проводить учащиеся средних и старших классов. Свои беседы они составляют на основе подготовленных рефератов, а учитель на основе реферата помогает экскурсоводу подготовить публицистический рассказ. Специфической особенностью работы на учебной тропе является то, что с разными категориями посетителей взаимодействуют экскурсоводы разного уровня подготовленности. С дошкольниками учащимися младших классов экскурсии могут проводить учащиеся средних и старших классов. Свои беседы они составляют на основе подготовленных рефератов, а учитель на основе реферата помогает экскурсоводу подготовить публицистический рассказ.
Требования к проведению экскурсии: Содержание экскурсии должно соответствовать решению задач экологического воспитания и образования учащихся; Содержание экскурсии должно соответствовать решению задач экологического воспитания и образования учащихся; Тема экскурсии должна соответствовать маршруту тропы, раскрывать входящие в неё природные комплексы; Тема экскурсии должна соответствовать маршруту тропы, раскрывать входящие в неё природные комплексы; Речь экскурсовода должна быть короткой, яркой, эмоциональной, учитывать уровень подготовки посетителей; Речь экскурсовода должна быть короткой, яркой, эмоциональной, учитывать уровень подготовки посетителей; Экскурсовод должен привлечь внимание посетителей путём постановки вопросов, раскрывающих основные закономерности развития природных комплексов и проблем их охраны. Экскурсовод должен привлечь внимание посетителей путём постановки вопросов, раскрывающих основные закономерности развития природных комплексов и проблем их охраны.
Значение тропы Экологическая тропа помогает эффективно реализовать ряд основных положений общего образования молодёжи: Экологическая тропа помогает эффективно реализовать ряд основных положений общего образования молодёжи: Повысить научный уровень образования, т. к. знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом. Повысить научный уровень образования, т. к. знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом. Конкретизировать связь обучения с жизнью, трудом людей. Высшее проявление – реальное участие школьников в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния и отдельных объектов экологической тропы; Конкретизировать связь обучения с жизнью, трудом людей. Высшее проявление – реальное участие школьников в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния и отдельных объектов экологической тропы; Гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения и воля направлены на решение одной из самых важных задач – оптимизировать отношения человека с окружающей средой. Гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения и воля направлены на решение одной из самых важных задач – оптимизировать отношения человека с окружающей средой.
Адресность материала Материал адресован учителям биологии и географии, педагогам дополнительного образования детей, воспитателям детских садов для изучения программного материала, проведения внеклассной и внешкольной работы, практической деятельности по охране и защите окружающей среды, организации исследовательской работы учащихся, фенологических наблюдений, тематических экскурсий в природу, пропаганды ответственного отношения к окружающей среде.
Литература 1. Журнал «Биология в школе» 3, 1983г., 3, 1989г. 2. Н.С. Дежникова и др.Воспитание экологической культуры у детей и подростков. «Педагогическое общество России», М., 2000; 3. А.К. Попова «Организация учебной экологической тропы в школе».Методическое пособие. Костромская областная станция юных натуралистов. 2003; 4. Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Выпуск 2. Эколого-биологическая деятельность. Нижний Новгород, 2004