Н. И. Речкалова, руководитель ресурсного центра на базе ГОУ СОШ 222 ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Стратегия устойчивого развития Рассматривать образование как инструмент реализации идей устойчивого развития – помочь учащимся принять такие ценности, развить знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. «Повестка дня на XXI век» От качества образования - к качеству жизни.
Направления сетевого взаимодействия Организация экологического мониторинга Качество городской среды Экологическая безопасность РЦ
Школьный экологический мониторинг часть системы экологического образования, предназначенная для формирования экологических компетенций, мировоззренческих позиций на базе практико-ориентированной деятельности учащихся. включает регулярные наблюдения за состоянием социо-природной среды.
ЦелиЦенности нравственность Здоровая окружающая среда знания умения навыки компетентность критическое мышление ответственность социальная активность сотрудничество экологическое сознание этика мораль самоактулизация самореализация саморазвитие личностный рост забота об окружающей среде потребности духовность Здоровая окружающая среда лекции беседы дискуссии проблемное обучение эксперименты практикумы игры проекты рассказы, стихи познание природы с помощью органов чувств наблюдения нетрадиционные методы обучения природоохранная деятельность мониторинг акции подходы, методы, виды деятельности Здоровая окружающая среда учебная литература справочники периодическая печать методические пособия учебное оборудование тренинги семинары конкурсы проектов конференции форумы Центр ОУР МИОО экологическая библиотека сайт проекта «Экологическое содружество» Департамент Природопользования сайт «Экологическая ассоциация» профессиональная среда общения МГУП, МНЭПУ, РХТУ, МЭИ биостанция МГУ им. Ломоносова метод. поддержка
Алгоритм проведения мониторинга : выделение объекта наблюдения; обследование объекта наблюдения; составление информационной модели для объекта наблюдения; планирование измерений; оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели; прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя; определение корректирующих мер в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются; создание предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.
Структура практической деятельности Моти- вацион- ный Содер- жатель- ный Деятель ност- ный Инфор- мацион ный Мировоз зренчес кий Воспи- татель- ный Решение комплексной проблемы Результаты и продукты деятельности: методические разработки; научные статьи; тематические сайты; научные конференции; мультимедийные презентации; профориентация учащихся. Интеграция знаний
Этапы формирования исследовательской компетентности Дошкольное образование, начальная школа Основная школа Старшая школа Дополнитель- ное образование Формирование основ исследовательского поведения Исследовательская деятельность как средство формирования мотивации к проектной деятельности Развитие исследовательской компетентности Формирование предпро- фильных навыков как основы для профилизации в старшей школе Развитие методического обеспечения учебной дея- тельности средствами ис- следовательских проектов На основе технологии проек тов обновление содержания образования, начало пред- профильной подготовки Создание условий для развития способностей и творчества учащихся Допрофессиональная подготовка согласно индивидуальным потребностям учащегося
Проектно-исследовательская деятельность по школьному экологическому мониторингу Особенности проектных технологий: -практическая деятельность по изучению своей местности; -социальная значимость результатов деятельности. Проекты по школьному экологическому мониторингу способствуют: реализации задач развития школы в рамках программы «Столичное образование-5»; развитию практико-ориентированной деятельности, решению практических учебных задач, имеющих исследовательскую, организационную, конструкторскую, технологическую направленность; созданию условий для развития у учащихся самостоятельного мышления, системного анализа, интуиции, потребности в организации собственной деятельности.
Фрагменты школьного экомониторинга
Семинары и тренинги в рамках инновационного поля РЦ по технологии ведения экомониторинга (учащиеся и учителя)
Работа в рамках проекта «Усынови заказник» (Петровско-Разумовский)
Выработка решений и мер по снижению последствий и предотвращению Меры по предотвращению эко- логических угроз. Вы- работка обществен-ных решений Формирование экологи- чески безопасного миро- воззрения и концепции разумного потребления Экологическая безопасность Анализ ситуации Выявления потенциально опасных ситуаций Определение потенциальных опасных угроз экологического характера Оценка Экологических и других последствий Экологический мониторинг Параметры контроля Снижение воздействия на природную среду Реализация концепции экологической безопасности (структура)
Экологическая безопасность - межпредметная область знаний Биология – методы исследования природных сообществ Химия – изучение экологических токсикантов Физика - изучение физических факторов загрязнения География – геоинформационное прогнозирование Исследования социоприродной среды города Эколаборатория Диагностика и анализ компонентов загрязнений Разработка проектов по защите окружающей среды Проведение природоохранных акций Знаниевый компонент Практико-ориентированная деятельность Экология Москвы и устойчивое развитие - систематизация знаний по экологической безопасности Основы безопасности жизнедеятельности
Результаты деятельности Разработан подход к школьному экологическому мониторингу в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие»; Разработана примерная программа школьного экологического мониторинга и методическое обеспечение по оценке качества среды; Созданы презентации по проведению школьного экологического мониторинга к урокам курса; Разработан материалы для промежуточной и итоговой аттестации учащихся по данному направлению; Опубликованы статьи, разработки уроков, методическое пособие «Экологический мониторинг. Методические рекомендации для учителей к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие».